Дивная пасхальная седмица завершалась и снегом, и дождём, и ветрами, и тучами… И казалось, уже не дождаться просвета. Как вдруг вместе с колокольным звоном после воскресной литургии в храме Святого благоверного князя Игоря прояснилось, солнце засияло над Подмосковьем, детские голоса загомонили…
Так начинался по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла первый этап XIII Международных Ушаковских сборов, посвященный знаменательному событию – Пасхе на острове Корфу после освобождения семи Ионических островов святым праведным воином Феодором Ушаковым, адмиралом флота российского…
И вот уже юные ушаковцы из Москвы, Подмосковья, Украины и даже США слушают рассказ писателя, председателя Союза писателей России и Центра Федора Ушакова В.Н. Ганичева: «…Да… Пасха нынче неожиданная. Холодно, сыро, кости болят. А всё-таки радости пасхальной не заменит ничто… Как там сейчас на моей любимой Керкире? Или в Севастополе? Небось яблони и абрикосы с вишней цветут вовсю. – И зримо представляет состояние адмирала Ушакова в те далёкие от нас годы: – Вспоминается неприступная крепость и те дни на Корфу. Сколько хорошего было сделано там. Он покидал острова с горечью, но и с удовлетворением. Корфская победа была замечательной. Понимал, что открыл на островах путь к умиротворению и согласию. На островах провожали его со слезами. Сенат преподнёс ему золотую шпагу с алмазами. Усладные для слуха и сердца слова звучали: «освободитель», «отец родной», «победитель», «защитник». Нет, нет! Он уезжал, но оставалась Республика семи островов, оставалась сердечная радость, оставалась скреплённая кровью дружба, оставалась слава о победах российских!»
Была Россия Беломорская, Балтийская, Каспийская, Тихоокеанская, а ныне Черноморская и Средиземноморская. Твёрдо встала она на морских южных просторах…
Вспомним, как это было…
Когда в канун святой Пасхи Христовой островное духовенство преподнесло адмиралу икону святителя Спиридона Тримифунтского, чтобы вместе с греками пройти первым после освобождения православным Пасхальным крестным ходом и пронести вокруг мощи святого Спиридона, Фёдор Фёдорович Ушаков, наверняка, говорил островитянам:
– Дорог и нам в России святой Спиридон, защитник слабых и убогих. В России его почитают вместе со святителем Николаем Мирликийским. У нас дома была икона: рядом со святым Николаем были Спиридон и Власий. «Зимние благодетели, – говорила моя матушка, – ибо дни их памяти обрамляют зиму». – Сей святой из небольшого города Тримифунта на Кипре поразил современников своею мудростью, прозорливостью, милосердием всех жителей острова. Известно, что он вначале был простым пастухом, но всё, что зарабатывал или имел дома, отдавал нуждающимся, всем, кто просил, или странникам. Господь возблагодарил его за это даром чудотворения. Спиридон исцелял больных и изгонял бесов. После смерти жены, при императоре Константине, его избрали епископом города Тримифунта...
Святитель Спиридон был добрый и участливый. Он не бросил пастушество, став епископом. Сократ Схоластик приводит одну историю, когда воры решили похитить овец у Спиридона. Они за полночь забрались в овчарню святого, и тут невидимая сила связала их. А утром, когда Спиридон пришёл и увидел связанных разбойников, то помолился за них, развязал и долго беседовал и уговаривал их никогда больше не воровать, жить честным путём. А потом подарил им по овце и, отпуская, улыбнулся и сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали…»
* * *
Ушаковцы не только слушали рассказ руководителя сборов. Команды ушаковцев, конечно же, соревновались: тянули канат; занимались спортивным ориентированием, разыскивая спрятанные в лесных чащах пасхальные яйца, кто больше соберёт; по-боевому сражались за Андреевский стяг; проводили первенство по футболу; был конкурс командных песен, читали стихи, рисовали корабли…
Вершиной был военно-полевой спектакль по пьесе М.?Ганичевой «Пасха на Корфу», в котором принимали участие взрослые и дети.
По завершении сборов были подведены итоги, определившие команду-победителя, но в личном зачёте, конечно же, победила дружба. Все участники получили подарки.
Организовали проведение Ушаковских сборов в Подмосковье Союз писателей России, Всемирный русский народный собор, Центр Фёдора Ушакова.
Словом, это было торжество пасхальной радости на берегу реки Сетунь, а впереди сборы на Белгородчине, Нижегородчине, Рязанщине, на Чёрном море, в Волгоградской области и в Республике Мордовия…
Сергей КОТЬКАЛО.