Великий менеджер маршал Лаврентий Берия, поразмыслив над картой, чаще всего ставил крестик красным карандашом и писал «Строить здесь», подкрепив указание своей подписью и датой. И сразу двигались к указанной маршалом цели колонны техники и сообразительных строителей.
Шеф Минкомсвязи РФ Николай Никифоров не маршал, хотя и занимает должность, предполагавшую «при Советах» звание генерал-полковника.
Он знает «Город будет!», он знает «Саду цвесть!», когда такие (как он!) люди в стране российской есть.
Г-н Никифоров искренне хочет «сделать как лучше». Когда в тридцать лет ты глубоко убеждён, что ты лучший чип в истории мироздания, которому позволено всё, что ни попросит, — это же прекрасно!
Но в Интернете, расходы на поддержание которого он минимизировал в пользу строительства под Казанью «Деревни высоких технологий» с университетом и технопарком, увлечённо гадают, когда же наконец шустрого юношу угомонят «переводом на другую работу».
А со здоровьем у него вроде всё в порядке. Иначе б ему не доверили потратить кучу казённых миллиардов на никому не нужный проект «Иннополис», статус которого до сих пор непонятен. Ибо даже специалисты «мирового уровня» на пустом месте не сделают сказку былью. Даже за очень большие деньги. Каких им, впрочем, и не предлагают! И так как г-н Никифоров совершенно не склонен потратить жизнь на выращивание под Казанью хотя бы некоего подобия новосибирского Академгородка, остаётся предположить, что Счётная палата в своих поисках и находках банковских депозитов «Иннополиса» скорее всего права.
Перед нами всего лишь филиал пресловутого «Сколково», давно трансформированного народом в «Сколько вам?!»
Менеджеры увлечённо пилят бюджеты. И им до сих пор никто не помог ощутить «морозную свежесть 37-го года» (замечательная формулировка Дмитрия Олеговича Рогозина!)
Нечуткие к веяниям времени аудиторы Счётной палаты регулярно травмируют вундеркинда грубыми вопросами типа «Где деньги, Коль?!». Выловленный ими полуторамиллиардный депозит в банке «Ак Барс» наводит на мысли, что кто-то с этого депозита очень даже хорошо кушает!
Да и один ли там депозит?!
Ну, пустил он «налево» миллиарды, предназначенные для спутникового Интернета, по сути заморозив обеспечение связи с удалёнными от Центра регионами.
Так всё равно в тундре мало у кого имеются кредитные карточки для оплаты даже самого гуманного тарифа.
Распил денег на компьютерных системах – занятие очень даже ответственное.
Глядя чистыми, ясными глазами в телекамеру, глава правительства России г-н Медведев просит дальнобойщиков потерпеть…Мол, мы непременно доработаем этот чёртов «Платон», созданный какими-то двоечниками в подворотне! Ну да, Дворкович, конечно же, «доработает»!
Но сколько терпеть-то?
Помнится, г-н Горбачёв любил повторять: «Перестройка – дело не одного поколения!»
А блистательная шефиня Росреестра Виктория Абрамченко в громадном интервью «Коммерсанту» чистосердечно признает абсолютно неэффективной систему электронного учёта недвижимости, сочинённую предшественником г-жи Абрамченко, сбежавшим в США с парой десятков казённых миллиардов. И она, конечно же, просит сограждан «чуток потерпеть», вместо того чтобы изъять из всех нормативных баз документы, сочинённые агентом ЦРУ, у которого «всё в глазах позеленело».
В питерском банке «Викинг» (первом в России коммерческом банке!) таинственным образом исчезли деньги одного из основателей банка и родного брата председателя правления. Случившееся все справедливо восприняли как прискорбный дефицит специалистов по компьютерной обработке банковской информации. Шефиня питерского отделения Центробанка г-жа Савинская так прямо и написала в ответе на запрос следователей: «Помочь не можем, ибо у самих специалистов нет!».
Впору погрузиться в жутчайшую депрессию от сознания, что на всех этажах управления благоденствуют недоучки.
А «интернет-дятлы» снова и снова полощут доброе имя шефа Минсвязи Никифорова.
Ему ставятся в вину и медленное внедрение широкополосного Интернета, и провал затеи с универсальными электронными картами, и то, что приютил в Минкомсвязи выходцев из близких ему коммерческих структур.
Самое доступное пониманию рядового обывателя обвинение сводится к «неосторожной» выплате Дмитрию Страшнову, директору «Почты России» (функционирующей, как известно, «идеально!») годовую премию в сто миллионов рублей. К официальному письму на бланке министра, извещающему великого труженика о необходимости срочно топать в кассу с мешком для денег, Его Превосходительство собственноручно присовокупил пожелание дальнейших успехов в финансово-хозяйственной деятельности.
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении двух высокопоставленных дам из аппарата Минсвязи, оросивших г-на Страшнова «золотым дождём»…Но пока не слышно ни одного голоса, призывающего посочувствовать министру Никифорову.
Для Его Превосходительства сто миллионов, выплаченные Страшнову и уже названные генеральным прокурором России Юрием Чайкой «сверхнаглостью», — сущая мелочь.
У Никифорова есть куда более серьёзный повод поволноваться после того, как Центробанк отозвал лицензию «Татфондбанка», отчего ещё недавно тишайшую из этнических республик трясут протесты вкладчиков.
Хозяин банка, приятель шефа Минкосвязи и бывший министр финансов республики, Роберт Мусин арестован по обвинению в мошенничестве.
По неофициальной информации, в лишившемся лицензии банке вроде бы хранились и средства Минсвязи РФ…Что, как вы уже догадались, создало проблемы с финансированием целого ряда федеральных программ компьютеризации.
Но прогнозы относительно попыток «копать под Никифорова» пока что мрачные.
Скептики вспоминают, как четыре года назад министр Никифоров играючи отмахнулся от обвинений, что его кандидатская диссертация сплошь плагиат…
Скептики убеждены: Его Превосходительство отмажется и сегодня.
Без малого четыре года вся Россия следом за премьером Медведевым умилялась юному Коле Никифорову, якобы оптимизировавшему потоки информации в Татарстане так, что не осталось в республике ни одного неконтролируемого и грязного угла.
По причине сверхталантливости дитятко из Поволжья было немедленно назначено министром связи России.
Хотя «кадры, которые решают всё», изучая биографию чудо-ребёнка из татарской глубинки, не могли не отметить, что Коленька никогда бы не сделал карьеру без «соросовского инкубатора» — веб-лаборатории при НИИ математики и механики Казанского университета.
Ещё школьником его выловили из массы ребят, титуловали «Учеником года», отправив в Новую Зеландию и США сразу на несколько международных конференций.
У нас нынче демократия. И министры сами решают, чем заниматься в первую очередь, а что отодвинуть в долгий ящик.
А г-н Никифоров никогда даже не пытался скрывать, что приватизация предприятий Минсвязи увлекает его романтическую душу гораздо сильнее, чем обеспечение бесплатной телефонной связью и выходом в Интернет населённых пунктов, не избалованных вниманием федеральной и региональной власти.
Так и жить бы себе да радоваться, если б не приставания потрёпанных жизнью неудачников.
В ноябре 2012 г. (вскоре после назначения Никифорова!) прокуратура обратила внимание г-на министра на то, что его чиновники грубо игнорируют электронные обращения граждан. Открывшаяся картина как-то не очень вяжется с разрекламированным образом человека, двигающего вперёд демократию и гуманизм средствами электроники.
А в июле того же года юноша бесстрашно выступил против «чёрных списков сайтов», возникших в результате принятия поправок к Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Мол, он за здоровье детей, да вот техническая реализация закона кажется ему непосильной для Минсвязи.
Правда, если собирается хорошая тусовка, технические решения сразу находятся…Но только если тусовка действительно очень хороша! И в декабре 2012-го всё же вылупилось на свет некоммерческое партнёрство «Чистый Интернет», зачатое «Таттелекомом», крупнейшим интернет-провайдером родной министру республики, и некоммерческим партнёрством «Мониторинговый центр по выявлению опасного контента», учреждённого Антоном Астаховым, сыном экс-уполномоченного по правам детей в РФ.
И Никифоров тут же объявил, что «Чистый Интернет» готов забрать у Роскомнадзора функции по ведению реестра запрещённых сайтов.
В октябре всё того же 2012 года г-н министр предложил вдвое сократить штат Минсвязи, перераспределив фонд зарплаты в пользу «остающихся особо ценных работников ».
В частности, предложил увеличить зарплату министра с 240 тысяч до 2,5 миллиона рублей.
Жизненный подвиг типа того, что изо дня в день демонстрирует г-н Никифоров, должен оплачиваться по справедливости.
Его Превосходительство может быть и рад был бы патриотично повозиться на огороде или в свинарнике подобно почтальонам из глубинки. Но его самоотверженность и чрезвычайная загруженность, увы, лишают министра простых земных радостей, вполне доступных почтальонам с зарплатой в 3—5 тысяч рублей!
А тут ещё премьер Медведев перевёл «Почту России» в Минкомсвязи, где она отродясь и квартировала. Теперь бы подыскать ей достойного «жениха», продав на бирже за хорошую цену.
Увы, не всем в коридорах власти по нраву юношеский задор г-на Никифорова и его всё ещё детская увлеченность сказками – типа обещания обеспечить абсолютный информационный суверенитет страны, если ему дадут семь лет, миллион программистов …и соответствующее финансирование.
От Его Превосходительства ждут координации усилий внутри и вне вверенного ему ведомства – на предприятиях Минкомсвязи.
Но г-на министра никто никогда ничему подобному не учил.
А неплохим щитом от стрел критики стала тянувшаяся уже без малого пятилетку реорганизация министерства. Сохранив неизменной общую численность своего «воинства», г-н Никифоров сплотил вокруг себя главных тружеников, создав пятнадцать(!) департаментов и проигнорировав рекомендованное Минфином соотношение руководящих и рабочих должностей.
Когда главная забота как бы ночь простоять да день продержаться, не до мелочей вроде соблюдения нормативов.
Как утверждают предпочитающие остаться неизвестными авторы сайта «politikforum.ru», предыдущий состав сотрудников отраслевых департаментов ведомства практически полностью был уволен. «Меньше знаешь – лучше спишь!»
Так можно ли доверять мечту об «Электронном правительстве» компетентным, но непрофессиональным менеджерам?!
Владимир Печкин. Москва.