Тихо и незаметно для широкой публики, как это обычно и бывает, произошло событие, поверить в которое ещё несколько лет назад было совершенно невозможно. В июле 2016 г. в Майкопе (Республика Адыгея) на совместном заседании общественной организации «Старейшины Адыги» и местного отделения Изборского клуба с участием гостей из Кабардино-Балкарии и Москвы (РОО «Е.Н.О.Т.» и другие русские патриотические организации) была выдвинута фундаментальная для дальнейшего развития нашей страны общественная инициатива: законодательно закрепить статус русского народа как «государствообразующего народа Российской Федерации».
Немного предыстории. Ещё в 2012 году, идя на выборы, президент Владимир Путин в своей программной статье «Россия: национальный вопрос» изложил ряд своих принципиальных подходов к национальной политике: Россия – это уникальное «государство-цивилизация». Скрепляющей эту цивилизацию, ее основой, является русский народ и русская культура». Следовательно, русский народ является государствообразующим по факту существования Российской Федерации или — России. Своевременность и историческая обоснованность подобных тезисов несомненны уже потому, что нынешнее, созданное в либеральные 90-е годы положение русского народа иначе как бедственным, гибельным назвать нельзя. Чем регулярно пользуются псевдорусские маргиналы, стремясь обратить справедливый гнев русского народа — а это 80% населения, — против самого государства и против Путина.
Впервые за последние четверть века целенаправленного замалчивания русского вопроса, Русско-кавказская инициатива поставила его ребром. Как выйти из законсервированной в Российской Федерации совершенно абсурдной и извращенной ситуации, когда русские, составляя 80% населения и имея все объективные основания считать себя создателями этой страны, юридически являются в ней «безымянным неизвестно кем», а по факту – «дискриминируемым либерально-федеральными структурами по культурно-этническому принципу большинством»?
Как возможно разрешить в России национальный вопрос? Как не ущемить при этом самоуважение других российских этносов, включая коренных, имеющих в России свою территорию, земли предков, где они, даже будучи в численном меньшинстве всё же имеют статус «государствообразующего народа», который они яростно отстаивают и панически опасаются потерять?
Проблема видится неразрешимой лишь до тех пор, пока не найдено ключевое звено, ухватив которое, можно вытащить всю цепь! И мы это звено нашли – оно в самом наполнении содержания понятия «русский», которое никак не ограничивается только этнической компонентой, не сводится к крови и генам русских предков. Категория «русский» не исчерпывается даже духовно-культурным содержанием.
Всё на свои места расставил Донбасс, где с обеих сторон сражались русские и этнически нерусские, христиане и мусульмане, левые и правые... Если в XIX веке друг с другом боролись нации и империи, а в XX –
военно-политические блоки, то XXI век – время столкновения разных цивилизаций, цивилизационных проектов и систем их ценностей и смыслов. На том же Донбассе сошлись русская и западная цивилизации, Русский мир и те, кто «Русский мир» стремится уничтожить. Всё стало ясно.
Следовательно, отвечающий современным реалиям подход к «русскости» (т.е. – кого считать русским) должен строиться на цивилизационной основе и состоять из трёх уровней. Русские сегодня – это и русские по крови (великороссы, малороссы и белорусы), и русские по духу (которые, не будучи этническими русскими, относят себя к носителям русской культуры и духовности, что зачастую гораздо важнее одной этнической принадлежности); и русские по цивилизационной принадлежности — люди этнически нерусские, твёрдо приверженные к культуре и традиции своего этноса, но не мыслящие себя вне России и не отделяющие себя от русской цивилизации, ее истории и судьбы и вне связи с русским государствообразующим народом.
Те кавказские общественные деятели, которые вместе с нами запустили Русско-кавказскую инициативу, в цивилизационном плане – это несомненно «русские кавказцы» — люди с нормальным имперским, державным, государственным мышлением, понимающие, что без русского фундамента и несущих базовых конструкций русской цивилизации наш общий дом Россия непременно рухнет при любом серьёзном внешнем напоре, похоронив под своими обломками всех нас.
Понимают это не только на Кавказе. В ходе наших мероприятий в поддержку инициативы высказались более 20 национальных объединений Москвы и Питера; в работе оргкомитета активно участвует Изборский клуб и другие аналитические структуры, нас поддержал ряд добровольческих и русских патриотических организаций. Первые серьёзные результаты уже есть — Русско-Кавказская инициатива обсуждалась в Общественной палате, а в Государственной думе с её идеей на пленарном заседании выступил наш депутат, известный режиссёр Владимир Бортко.
Таким образом, несмотря на целенаправленное замалчивание РКИ центральными СМИ, число наших сторонников растёт и будет расти. Ибо в отличие от наших предшественников, ошибочно пытавшихся объединить для решения русского вопроса только русских, мы объединяем всех, кто за русских. А таких в стране – большинство.
При этом важно понимать, что от того, в каком направлении будет решаться (или не решаться) русский вопрос, зависит выбор нами нашего будущего, ответ на вопрос о связи с историей, о сущности и будущем нынешней встающей с колен российской государственности, — ответ на вопрос: «Кто мы»?
Если мы Российская федерация = Россия, как однажды заявил в своём новогоднем обращении тогдашний президент Дмитрий Медведев, являемся молодой двадцатилетней государственностью — это одно. Тогда строим всё с чистого листа, ценности берём западные (как наиболее прогрессивные и общечеловеческие); русское большинство народа РФ считаем аморфным безымянным, безнациональным «материалом», «цементом», предназначенным сохранять, укреплять, развивать и скреплять монолитные кирпичики этносов разной социальной, культурной, религиозной и др. идентичностей и их диаспор в единую российскую нацию — сообщество эгоистичных атомизированных одиночек, объединённых исключительно одинаковой формой паспорта, общегосударственного языка и небольшим количеством общих законов.
Если же мы Россия — самобытная, уникальная русская цивилизация со своими ценностями и цивилизационным проектом, то нам должна быть присуща тысячелетняя государственность, сложившаяся исторически из множества этносов и культур вокруг государствообразующего русского народа и его культурно-исторической доминанты. Россия — единственная на планете страна, обладающая способностью, как справедливо писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и иноверную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и отовсюду вовлечь лучших в государственное и культурное строительство».
Первый из этих двух путей навязывается России со времён распада СССР и безусловного идеологического и культурного доминирования самой оголтелой либеральщины, опирающейся на всю мощь государственной машины, пропаганды и подавления инакомыслия.
Второй только-только начал, со скрипом, под мощным требованием императивов безопасности России пробиваться при президенте Путине, который в своей предвыборной статье «Россия: национальный вопрос» писал, что «русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию… скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности, независимо от национальности».
Какой из двух вариантов выберет российская федеральная власть — покажет готовящийся закон «О российской нации», вокруг которого уже развернулась серьёзная идейно-концептуальная борьба. Будут ли в соответствии с либеральной концепцией считать российской нацией некое культурно-аморфное и индифферентное безнациональное население, разобщенных индивидов с одинаковыми паспортами. Либо нацией будет объявлен союз народов России, объединившихся вокруг государствообразующего и цивилизационно ведущего русского народа (под каковым мы понимаем все три его ветви — великороссов, малороссов и белорусов). За правильный выбор, право же, надо драться – ибо от него зависит наше будущее.
Впервые за последние четверть века целенаправленного замалчивания русского вопроса, Русско-кавказская инициатива поставила его ребром. Как выйти из законсервированной в Российской Федерации совершенно абсурдной и извращенной ситуации, когда русские, составляя 80% населения и имея все объективные основания считать себя создателями этой страны, юридически являются в ней «безымянным неизвестно кем», а по факту – «дискриминируемым либерально-федеральными структурами по культурно-этническому принципу большинством»?
Как возможно разрешить в России национальный вопрос? Как не ущемить при этом самоуважение других российских этносов, включая коренных, имеющих в России свою территорию, земли предков, где они, даже будучи в численном меньшинстве всё же имеют статус «государствообразующего народа», который они яростно отстаивают и панически опасаются потерять?
Проблема видится неразрешимой лишь до тех пор, пока не найдено ключевое звено, ухватив которое, можно вытащить всю цепь! И мы это звено нашли – оно в самом наполнении содержания понятия «русский», которое никак не ограничивается только этнической компонентой, не сводится к крови и генам русских предков. Категория «русский» не исчерпывается даже духовно-культурным содержанием.
Всё на свои места расставил Донбасс, где с обеих сторон сражались русские и этнически нерусские, христиане и мусульмане, левые и правые... Если в XIX веке друг с другом боролись нации и империи, а в XX –
военно-политические блоки, то XXI век – время столкновения разных цивилизаций, цивилизационных проектов и систем их ценностей и смыслов. На том же Донбассе сошлись русская и западная цивилизации, Русский мир и те, кто «Русский мир» стремится уничтожить. Всё стало ясно.
Следовательно, отвечающий современным реалиям подход к «русскости» (т.е. – кого считать русским) должен строиться на цивилизационной основе и состоять из трёх уровней. Русские сегодня – это и русские по крови (великороссы, малороссы и белорусы), и русские по духу (которые, не будучи этническими русскими, относят себя к носителям русской культуры и духовности, что зачастую гораздо важнее одной этнической принадлежности); и русские по цивилизационной принадлежности — люди этнически нерусские, твёрдо приверженные к культуре и традиции своего этноса, но не мыслящие себя вне России и не отделяющие себя от русской цивилизации, ее истории и судьбы и вне связи с русским государствообразующим народом.
Те кавказские общественные деятели, которые вместе с нами запустили Русско-кавказскую инициативу, в цивилизационном плане – это несомненно «русские кавказцы» — люди с нормальным имперским, державным, государственным мышлением, понимающие, что без русского фундамента и несущих базовых конструкций русской цивилизации наш общий дом Россия непременно рухнет при любом серьёзном внешнем напоре, похоронив под своими обломками всех нас.
Понимают это не только на Кавказе. В ходе наших мероприятий в поддержку инициативы высказались более 20 национальных объединений Москвы и Питера; в работе оргкомитета активно участвует Изборский клуб и другие аналитические структуры, нас поддержал ряд добровольческих и русских патриотических организаций. Первые серьёзные результаты уже есть — Русско-Кавказская инициатива обсуждалась в Общественной палате, а в Государственной думе с её идеей на пленарном заседании выступил наш депутат, известный режиссёр Владимир Бортко.
Таким образом, несмотря на целенаправленное замалчивание РКИ центральными СМИ, число наших сторонников растёт и будет расти. Ибо в отличие от наших предшественников, ошибочно пытавшихся объединить для решения русского вопроса только русских, мы объединяем всех, кто за русских. А таких в стране – большинство.
При этом важно понимать, что от того, в каком направлении будет решаться (или не решаться) русский вопрос, зависит выбор нами нашего будущего, ответ на вопрос о связи с историей, о сущности и будущем нынешней встающей с колен российской государственности, — ответ на вопрос: «Кто мы»?
Если мы Российская федерация = Россия, как однажды заявил в своём новогоднем обращении тогдашний президент Дмитрий Медведев, являемся молодой двадцатилетней государственностью — это одно. Тогда строим всё с чистого листа, ценности берём западные (как наиболее прогрессивные и общечеловеческие); русское большинство народа РФ считаем аморфным безымянным, безнациональным «материалом», «цементом», предназначенным сохранять, укреплять, развивать и скреплять монолитные кирпичики этносов разной социальной, культурной, религиозной и др. идентичностей и их диаспор в единую российскую нацию — сообщество эгоистичных атомизированных одиночек, объединённых исключительно одинаковой формой паспорта, общегосударственного языка и небольшим количеством общих законов.
Если же мы Россия — самобытная, уникальная русская цивилизация со своими ценностями и цивилизационным проектом, то нам должна быть присуща тысячелетняя государственность, сложившаяся исторически из множества этносов и культур вокруг государствообразующего русского народа и его культурно-исторической доминанты. Россия — единственная на планете страна, обладающая способностью, как справедливо писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и иноверную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и отовсюду вовлечь лучших в государственное и культурное строительство».
Первый из этих двух путей навязывается России со времён распада СССР и безусловного идеологического и культурного доминирования самой оголтелой либеральщины, опирающейся на всю мощь государственной машины, пропаганды и подавления инакомыслия.
Второй только-только начал, со скрипом, под мощным требованием императивов безопасности России пробиваться при президенте Путине, который в своей предвыборной статье «Россия: национальный вопрос» писал, что «русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию… скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности, независимо от национальности».
Какой из двух вариантов выберет российская федеральная власть — покажет готовящийся закон «О российской нации», вокруг которого уже развернулась серьёзная идейно-концептуальная борьба. Будут ли в соответствии с либеральной концепцией считать российской нацией некое культурно-аморфное и индифферентное безнациональное население, разобщенных индивидов с одинаковыми паспортами. Либо нацией будет объявлен союз народов России, объединившихся вокруг государствообразующего и цивилизационно ведущего русского народа (под каковым мы понимаем все три его ветви — великороссов, малороссов и белорусов). За правильный выбор, право же, надо драться – ибо от него зависит наше будущее.
Владимир ХОМЯКОВ,
сопредседатель оргкомитета
Русско-Кавказской линии.
сопредседатель оргкомитета
Русско-Кавказской линии.