В беседе с автором этих строк Павел Крусанов относительно последнего своего романа «Американская дырка» заметил: « в одной книге невозможно высказать всё, что знаешь, и всё, что хочешь сказать. Постоянно приходится чем-то жертвовать. Скажем, в «Укусе ангела» я пожертвовал положительным героем. В «Бом-Боме» пожертвовал остротой действия. Так что здесь просто поворачиваешься очередным боком и говоришь то, что не успел сказать в предыдущих книгах. Собственно говоря, подспудно всё и задумывалось как некая трилогия. «Укус ангела» — тезис, «Бом-Бом» — антитезис, «Американская дырка» — своеобразный синтез, совмещающий как бы пласты того и другого и выходящий на своеобразный для меня самого непривычный уровень». В издательстве «Амфора», где Крусанов — человек совсем не посторонний, все три романа наконец сошлись под одной обложкой. И получилась «Триада» Павла Крусанова.
Судя по многим причинам, в «Амфоре» любят цифру «три».
В книге «триП: Путешествие с тремя пересадками» Макс Фрай представляет три повести молодых авторов — «Экзорцисты» Ивана Матвеева, «Боевой шлюп «Арго» Юлии Зонис и «Улицу Медных душ» Ольги Морозовой. Не знаю… Право, не знаю. То ли это возвращение в Зурбаган на новом витке исторического развития русской словесности, то ли… Оценки ставить рано. Но читать это крайне интересно.
«Эвтаназия» — третий роман Ирины Шаниной – имеет подзаголовок «страшная, страшная сказка». Ну что ж, Ирина Шанина верна как себе, так и фразе, брошенной как-то Куприным по поводу произведений Леонида Андреева: «он пугает, а мне не страшно». Шанина слишком насмешлива для романа даже с таким жутковатым названием, как «Эвтаназия». Словом, Будда снова смеётся и целует взасос.
Украинская продвинутая девушка Ирена Карпа написала городской роман «Супермаркет одиночества». Конечно, Киев, точнее, «Кыив», так нашей героине-автору больше по душе, город однозначно европейский, не то, что какая-то там Ма-а-сква — сплошная мерзость азиатчины. Ката-Ирена любит Азию только экзотичную. Индонезия там, Шри-Ланка. «Померанчева» революция ей так же любезна, как и певица Руслана, геи и полусвет. Это не гламур, а так «кул гы-гы». «Купила мама коныка, а конык без ногы».Если это «новая волна» насмешливого глянца в лирическом исполнении, то ... видно, я чего-то не догоняю.
Порадовала активность продюсерского центра Андрея Кончаловского. Одновременно с премьерным показом в «Пушкинском» фильма «Глянец» состоялась презентация одноимённой книги, оперативно изданной «Эксмо». Причём не романизированной версии сценария, а именно романа, автором которого выступила Юлия Высоцкая – любимая жена мэтра старого и нового русского кино, а по совместительству — исполнительница главной роли в его новой киноленте. Авторами сценария фильма «Глянец» являются Андрей Кончаловский и Дуня Смирнова. Сценаристы — профессионалы, а потому и роман у Юлии Высоцкой получился крепенький. Сама она объяснила, что писательницей себя не считает, но ей дороги внутренние психофизические монологи героини фильма. Так зачем добру пропадать. Сделаем Юлю писателем! Тем более что в «Эксмо» она уже засветилась своими кулинарными сочинениями. А уже на следующий день семидесятилетний юбиляр Андрей Сергеевич Кончаловский представил журналистам книгу злободневной публицистики «На трибуне реакционера», написанную в соавторстве с адвокатом Владимиром Пастуховым.
Так что в издательстве «Эксмо» сплошные праздники и премьеры «Продюсерского центра Андрея Кончаловского». Это у нас теперь такой семейный брэнд появился. Потому что копирайт обеих книг принадлежит не авторам — Юлии Высоцкой и Андрею Кончаловскому, а «Продюсерскому центру Андрея Кончаловского». Это обстоятельство навело меня на ёрническую мысль, а что если бы Лев Николаевич Толстой взял да и напечатал бы на обложке романа «Анна Каренина» автора Анну Каренину, а копирайт предоставил «Продюсерскому центру «Ясная Поляна». Вот это был бы всем гламурам гламур. Но дух времени в обеих книгах схвачен точно. Так же, как в «Государе всея Сети» («Flashmob») Александра Житинского. Сетевой дневник – пожалуй, одно из самых удивительных явлений в Интернете. Можно делиться с окружающими своим личным опытом, знаниями или творчеством и обсуждать их с большим количеством людей. Главный герой романа «Государь всея Cети», Алексей Данилович, начинает вести сетевой дневник, чтобы «усугубить одиночество». Постепенно у героя появляется тяга к авантюрам, и он создает тайную организацию в Сети, а себя назначает ее Верховным Модератором или Доном… Дальше — больше… Созданная им организация готова изменить судьбу России, может быть, даже возродить российское самодержавие…
Московское издательство «Гаятри» опять отрадно удивило необыкновенными книгами. Местная девушка Ольга Лукас, которая общается от имени издательства со всякими журналистами, до того дообщалась с главным редактором «Экслибриса» Евгением Лесиным, что дуэтом они исполнили искромётную книгу «По кабакам и мирам». Поскольку насмешливости обоим не занимать, книга получилась не только архинеполиткорректной, но и смешной до потери юмора. А дальше сами знаете, что случается. Авторы уходят в сатирики, становятся мизантропами, бросают пить…Лукас! Офелия! Золушка! Не уходи в сатиру! Оставайся раблезианской сочинительницей и продолжай общаться с журналистами.
Сенсация года, и это не преувеличение, — филологический триллер Марии Елифёровой «Смерть автора». Знал я, знал о том, что рано или поздно появится некто, кто утрёт нос зазнайке Акунину-Чхартишвили, который, возлюбив тучные тиражи и гонорары, стал клонировать Фандориных — Фон Дорнов — Фандорнов. Не знал только, что «черную метку» маститому создателю «фандорианы» вручит аспирантка филфака с безупречным знанием английского языка и бесконечной преданностью Брэму Стокеру.
Короче, ничего я вам рассказывать не стану. «Смерть автора» нужно читать. Можно залпом, можно маленькими глоточками. Восторг в обоих случаях гарантирован.
прогулки с клио
Хочу обрадовать любителей истории появлением на книжном рынке целой армады новинок исторической литературы, как научно-популярной, более известной сегодня как «нон фикшн», так и художественной.
Одно из отечественных издательств, где сильна историческая школа, – «Молодая гвардия» с её базовыми сериями «ЖЗЛ» и «Живая история». В последней серии вышли две книги из новой и новейшей английской истории. Это «Повседневная жизнь викторианской Англии» Тани Диттрич и «Повседневная жизнь Букингемского дворца при Елизавете II» Бертрана Мейер-Стабли. Виктория правила Британской империей более 60 лет. Елизавета II олицетворяет королевскую власть на протяжении полувека. Обратите внимание, что нынешняя конституционная монархия в Соединённом Королевстве – это скорее дань традициям, которыми так кичатся англичане. Читать эти две книги я бы посоветовал одновременно, так же, как читаем мы сравнительные жизнеописания у Плутарха.
А теперь вернёмся к серии «ЖЗЛ», где читателя ждёт книга поистине сенсационная. Это биография «святого чёрта» Григория Распутина, который говорил, что с его гибелью погибнут Романовы. Так и произошло. Сегодня отношение к Распутину двоякое — одни по-прежнему считают его мрачным шарлатаном у подножия трона, другие требуют канонизации «оклеветанного старца». Известный русский писатель Алексей Варламов решился написать книгу об одной из самых загадочных и скандальных фигур русской истории. Книга «Григорий Распутин» получилась объёмистая, почти 800 страниц. И потрясающе интересная. Не сомневаюсь, что воспринята она будет неоднозначно, поскольку сегодня российское общество расколото на самые различные группы, испытывающие полярные политические пристрастия. Но уверен в одном: Варламов со своей задачей справился. Он ответил на десятки вопросов, занимавших мысли множества людей, которым и небезразлична история нашего Отечества.
Издательство «Книжный клуб 36.6» также выпустило два исторических бестселлера. «1661» — исторический роман в традиции Александра Дюма. В нём описан день за днём один год из жизни «короля-солнца», кардинала Мазарини, Никола Фуке, Кольбера, Мольера, Д`Артаньяна и Лафонтена. Сюжет построен на детективной основе. Из кабинета кардинала Мазарини, находящегося при смерти, заговорщики похищают папку с секретными документами. Среди них код к таинственному свитку, который оказывается Пятым Евангелием…Ив Жего и Дени Лепе создали роман, нисколько не уступающий мировому бестселлеру «Код да Винчи». Мне лично французский роман «1661» понравился больше. Коль скоро речь у нас зашла о Евангелиях, то умолчать о втором бестселлере «Книжного клуба 36.6» просто не могу. Книга Хуана Тафура «Евангелие от Марии Магдалины», возможно, будет некоторыми читателями воспринята, как и роман Казандзакиса «Последнее искушение Христа». Между тем события, описанные в книге, знакомы всем и каждому – крещение Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем, чудеса, явленные Христом народу, гонения на Иисуса и его учеников, распятие Спасителя на кресте и его воскресение. Но рассказаны они от лица Марии Магдалины, возлюбленной Христа, и оттого история обретает дополнительную правдивость. История любви Иисуса и Марии – главное отличие книги от канона. И ещё об одном историческом романе, который рассказывает о событиях конца IX века в Британии. «Последнее королевство» Бернарда Корнуэлла — это история о тех временах, когда датские викинги поставили под сомнение само существование Британии, когда все английские королевства оказались на волосок от гибели. И только король Альфред, единственный правитель в истории Англии, названный великим, был намерен отстоять независимость острова. Герой романа Утред, в младенчестве похищенный датчанами и воспитанный ими как викинг, почитающий северных богов, повзрослев, вынужден решить, на чьей стороне он будет сражаться. Защищать ли свою истинную родину или встать на сторону завоевателей. Роман Бернарда Корнуэлла, уже знакомого нашим читателям по книгам знаменитого «артуровского цикла», вышел в серии «Исторический роман» — одном из лучших проектов издательства «Эксмо». Знаменитый венецианец Марко Поло в эпическом романе Гэри Дженнингса «Путешественник» расскажет нам то, о чём он не осмелился поведать в своей «Книге о разнообразии мира». Два тома историко-приключенческого романа Дженнингса – это головокружительные странствия по просторам Азии. Это неведомые страны, их люди, их обычаи. Это экзотика Востока в эпоху раннего Возрождения. Такого Марко Поло мы ещё никогда не знали.
Полосу подготовил Виктор ПРИТУЛА.