БЕСЛАН: ДЕНЬ СКОРБИ И БОЛИ

3 сентября в Центральном доме предпринимателя на Покровке состоялся вечер памяти, посвящённый трагическим событиям в Беслане.

Ровно три года прошло с тех навечно врезавшихся в сознание дней, когда Россия, а с нею и весь мир вздрогнули, услышав весть о кровавых злодеяниях террористов в бесланской городской школе №1. Заложниками бандитов стали свыше тысячи человек, среди которых оказались более 600 школьников. Смертный итог  нескончаемо долгих часов мучительной осады, а потом и штурма — 334 погибших, в том числе 166 детей.

    Устроителями памятного вечера-реквиема стала Московская  осетинская община во главе с председателем совета Валерием Каболовым. В вечере приняли участие  представители правительства Москвы (первый заместитель мэра столицы Юрий Росляк), федеральные чиновники (министр образования Андрей Фурсенко), президент Южной Осетии Эдуард Кокойты,  видные представители  московской общественности и осетинской диаспоры в столице. В нашем фоторепортаже мы можем представить читателю лишь некоторых из участников этого вечера.

На сцене Центрального дома предпринимателей в тот понедельник было много детей, что, конечно же, не случайно: школьники московской школы №148, которые учредили организацию «Дети против терроризма», прекрасные исполнители стихов и песен из «Центра эстетики и красоты», руководит которым Земфира Цахилова. Были — и это можно считать чудом — те малыши, которых три года назад удалось вырвать из ада. Весь мир тогда облетела фотография спецназовца Эльбруса Гогичаева, вынесшего на своих руках шестимесячную крошку Алёну Цкаеву. Вместе со своим старшим братом, тогда  3-летним Махарбеком, она пережила ужас заточения в школьном спортзале. Зал бурными аплодисментами встретил спасителя и спасённую.  

    Представили зрителям в этот вечер и некоторых из тех москвичей, кто три года назад воспринял жестокую трагедию далёкого Беслана  как своё личное горе. Директор Дома московской осетинской общины Тамара Бедоева вспоминала о том, как поразила её отзывчивость десятков и сотен простых жителей столицы в чёрные сентябрьские дни 2004-го. И масштабы человеческого отклика на чужую беду. Когда по радио объявили, что открыт пункт по сбору помощи  пострадавшим, поток людей к дому № 34 на Новослободской улице не прекращался ни на час. Люди всё шли и шли: услышав, что осаждённые умирают от жажды, несли для них воду. Несли игрушки, одежду, лекарства, продукты. «Мне запомнилась одна старушка лет 80, которая  сама еле ходила, но всё-таки сумела привезти на продуктовой тележке сок. «Я получила пенсию и вот купила сок для бесланских детей», — просто сказала она.  Нужно было видеть её глаза».

    Запомнилась совсем юная, застенчивая  девушка Аня, которая принесла семь золотых крестиков, попросив окрестить семь бесланских школьников,  находившихся на излечении в московских больницах. Вот она на снимке вместе с Бедоевой. Запомнился молодой человек  Антон Колесников, который передал в больницу большую сумму денег. Но этим не ограничился: вместе с женой он приходил  к детям в палаты, подолгу с ними разговаривал, стараясь отвлечь их от тяжёлых воспоминаний. 

…7-летний заложник Миша Мкртчян был в глубоком шоке после взрыва. У него были повреждены глаза. Целыми днями он лежал отрешённый  на больничной койке, отвернувшись к стене, ни с кем не разговаривая.  Врачи терялись в сомнениях: удастся ли его спасти? Как вдруг однажды приходит московский мальчик по имени Миша и  передаёт для него плюшевого мишку  с запиской: «Мише от Миши». «Миша, тебе принесли подарок, — обратилась к бесланскому  мальчику медсестра. «Это правда мне? — он впервые обернулся на голос. Взял в руки мишку, прочёл записку и с тех пор ожил.

    Сидевший рядом со мной заслуженный тренер России по борьбе Е. Агаев негромко произнёс: «В те дни пришёл к нам один ингуш, передал жертвам Беслана десять тысяч долларов. В этом даре был особый смысл. Ведь многие из террористов, захвативших бесланскую школу, были ингушами по национальности.  К тому же на памяти у многих в Осетии кровавое осетино-ингушское противостояние начала 90-х гг.  Когда дарителя спросили, как его зовут, он ответил: «Если я назову своё имя, мне не жить».

Его человечный поступок подсказали ему сострадание и совесть.

    Овациями, стоя,  встретил зал медленно поднявшегося на авансцену ветерана спецслужб Героя России полковника Вячеслава Бочарова.  Он первым проник в спортзал бесланской школы после взрыва и долгое время оставался там единственным спасителем осаждённых. Затем прогремел ещё один взрыв, в результате которого — тяжелейшее ранение, контузия. «С тех пор почти три года я  провёл в госпиталях, — негромко, без всякой позы, рассказывал он.  — Мы всегда будем помнить то, что случилось в Беслане, такое нельзя забывать. Но нельзя забывать и тех, кто в те дни делал всё возможное, чтобы выполнить боевую задачу и спасти как можно больше человеческих жизней.  «Альфа» потеряла в эти дни 20 человек — больше, чем за всё время существования этого элитного подразделения. У погибших тоже были семьи, дети, которые  никогда не увидят своих отцов».

На вечере выступил народный артист СССР Иосиф Кобзон. «Народ, опомнись, сотри с иконы пыль, — звучали слова заключительной песни народной артистки России Валентины Толкуновой.  — И помолись за нашу Русь»!

    Остаётся добавить, что ведущими на сцене были Марат Караев и Земфира Цахилова, руководитель Центра эстетики и красоты «Катюша», много сделавшая для того, чтобы этот, так нужный людям вечер памяти состоялся. 

    …После его окончания взмыли в тёмное московское небо белые воздушные шары с надписью «Беслан». Как напоминание о том, что и в наше жестокое время вечными ценностями остаются человечность, сострадание, память. Как залог того, что  Добро осилит Зло.

 

 

Виктор ЛИННИК.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.