3 сентября в Центральном доме предпринимателя на Покровке состоялся вечер памяти, посвящённый трагическим событиям в Беслане.
Ровно три года прошло с тех навечно врезавшихся в сознание дней, когда Россия, а с нею и весь мир вздрогнули, услышав весть о кровавых злодеяниях террористов в бесланской городской школе №1. Заложниками бандитов стали свыше тысячи человек, среди которых оказались более 600 школьников. Смертный итог нескончаемо долгих часов мучительной осады, а потом и штурма — 334 погибших, в том числе 166 детей.
Устроителями памятного вечера-реквиема стала Московская осетинская община во главе с председателем совета Валерием Каболовым. В вечере приняли участие представители правительства Москвы (первый заместитель мэра столицы Юрий Росляк), федеральные чиновники (министр образования Андрей Фурсенко), президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, видные представители московской общественности и осетинской диаспоры в столице. В нашем фоторепортаже мы можем представить читателю лишь некоторых из участников этого вечера.
На сцене Центрального дома предпринимателей в тот понедельник было много детей, что, конечно же, не случайно: школьники московской школы №148, которые учредили организацию «Дети против терроризма», прекрасные исполнители стихов и песен из «Центра эстетики и красоты», руководит которым Земфира Цахилова. Были — и это можно считать чудом — те малыши, которых три года назад удалось вырвать из ада. Весь мир тогда облетела фотография спецназовца Эльбруса Гогичаева, вынесшего на своих руках шестимесячную крошку Алёну Цкаеву. Вместе со своим старшим братом, тогда 3-летним Махарбеком, она пережила ужас заточения в школьном спортзале. Зал бурными аплодисментами встретил спасителя и спасённую.
Представили зрителям в этот вечер и некоторых из тех москвичей, кто три года назад воспринял жестокую трагедию далёкого Беслана как своё личное горе. Директор Дома московской осетинской общины Тамара Бедоева вспоминала о том, как поразила её отзывчивость десятков и сотен простых жителей столицы в чёрные сентябрьские дни 2004-го. И масштабы человеческого отклика на чужую беду. Когда по радио объявили, что открыт пункт по сбору помощи пострадавшим, поток людей к дому № 34 на Новослободской улице не прекращался ни на час. Люди всё шли и шли: услышав, что осаждённые умирают от жажды, несли для них воду. Несли игрушки, одежду, лекарства, продукты. «Мне запомнилась одна старушка лет 80, которая сама еле ходила, но всё-таки сумела привезти на продуктовой тележке сок. «Я получила пенсию и вот купила сок для бесланских детей», — просто сказала она. Нужно было видеть её глаза».
Запомнилась совсем юная, застенчивая девушка Аня, которая принесла семь золотых крестиков, попросив окрестить семь бесланских школьников, находившихся на излечении в московских больницах. Вот она на снимке вместе с Бедоевой. Запомнился молодой человек Антон Колесников, который передал в больницу большую сумму денег. Но этим не ограничился: вместе с женой он приходил к детям в палаты, подолгу с ними разговаривал, стараясь отвлечь их от тяжёлых воспоминаний.
…7-летний заложник Миша Мкртчян был в глубоком шоке после взрыва. У него были повреждены глаза. Целыми днями он лежал отрешённый на больничной койке, отвернувшись к стене, ни с кем не разговаривая. Врачи терялись в сомнениях: удастся ли его спасти? Как вдруг однажды приходит московский мальчик по имени Миша и передаёт для него плюшевого мишку с запиской: «Мише от Миши». «Миша, тебе принесли подарок, — обратилась к бесланскому мальчику медсестра. «Это правда мне? — он впервые обернулся на голос. Взял в руки мишку, прочёл записку и с тех пор ожил.
Сидевший рядом со мной заслуженный тренер России по борьбе Е. Агаев негромко произнёс: «В те дни пришёл к нам один ингуш, передал жертвам Беслана десять тысяч долларов. В этом даре был особый смысл. Ведь многие из террористов, захвативших бесланскую школу, были ингушами по национальности. К тому же на памяти у многих в Осетии кровавое осетино-ингушское противостояние начала 90-х гг. Когда дарителя спросили, как его зовут, он ответил: «Если я назову своё имя, мне не жить».
Его человечный поступок подсказали ему сострадание и совесть.
Овациями, стоя, встретил зал медленно поднявшегося на авансцену ветерана спецслужб Героя России полковника Вячеслава Бочарова. Он первым проник в спортзал бесланской школы после взрыва и долгое время оставался там единственным спасителем осаждённых. Затем прогремел ещё один взрыв, в результате которого — тяжелейшее ранение, контузия. «С тех пор почти три года я провёл в госпиталях, — негромко, без всякой позы, рассказывал он. — Мы всегда будем помнить то, что случилось в Беслане, такое нельзя забывать. Но нельзя забывать и тех, кто в те дни делал всё возможное, чтобы выполнить боевую задачу и спасти как можно больше человеческих жизней. «Альфа» потеряла в эти дни 20 человек — больше, чем за всё время существования этого элитного подразделения. У погибших тоже были семьи, дети, которые никогда не увидят своих отцов».
На вечере выступил народный артист СССР Иосиф Кобзон. «Народ, опомнись, сотри с иконы пыль, — звучали слова заключительной песни народной артистки России Валентины Толкуновой. — И помолись за нашу Русь»!
Остаётся добавить, что ведущими на сцене были Марат Караев и Земфира Цахилова, руководитель Центра эстетики и красоты «Катюша», много сделавшая для того, чтобы этот, так нужный людям вечер памяти состоялся.
…После его окончания взмыли в тёмное московское небо белые воздушные шары с надписью «Беслан». Как напоминание о том, что и в наше жестокое время вечными ценностями остаются человечность, сострадание, память. Как залог того, что Добро осилит Зло.
Виктор ЛИННИК.