ХОЛМ ПАМЯТИ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

На праздник Крестовоздвижения 27 сентября был торжественно открыт и освящён псковским церковоначалием Священный холм. В чудесный осенний день под неповторимо синим небом бесконечные вереницы жителей Псковщины ссыпали в основание десятиметрового Креста землю, взятую с мест упокоения людей, прославивших Россию и защитивших её от многочисленных недругов.

Светлая мысль Александра Проханова об установлении Священного холма в Изборске, предполагавшего собрать воедино земли со знаковых уголков Псковщины – от Вороньего камня, где Александр Невский «умирил» железных рыцарей немецких, до захоронения бесстрашной Шестой роты, давшей жестокий бой чеченским бандитам. Но вот уже 4 ноября, в светлое воскресное прославление чудотворной иконы Богоматери Казанской, к подножию Священного холма были принесены земли со всей России – от Калининграда до Иркутска. Я отвечал за участие в нынешнем празднике Соловецкого монастыря, Иркутской и Вологодской области. С особым чувством гордости за русского человека зачитал обращение братии Соловецкой обители, рассказывающее о значении монастыря-крепости в многострадальной истории нашего государства. Вологжане привезли на «Сшибку», так называется место, где установлен Священный холм, ибо здесь сходились в боях защитники порубежий русских с иноземными «гостями», земли из монастыря Дмитрия Прилуцкого, сподвижника Сергия Радонежского; из Ферапонтова монастыря, где создал неповторимые фрески великий Дионисий; с могил поэтов – учителя Пушкина Константина Батюшкова и нашего талантливейшего современника Николая Рубцова. Иркутяне доставили за многие тысячи вёрст земли, связанные с памятью освоителя и исследователя Сибири Шелехова; сосланных сюда за вольнодумство декабристов; расстрелянного на берегу Ангары Колчака и безвременно ушедшего из жизни блестящего писателя Вампилова.

Друзья из Абхазии поручили мне принести к Священному холму землю из монастыря Новый Афон, где проходила миссионерская деятельность апостола Симона Канонита. Отец Виссарион, окормлявший Абхазскую церковь, вдохновлявший воинов свободолюбивой республики в кровавом конфликте 90-х годов прошлого века, принимал непосредственное участие и в боях сербского народа против его врагов, поддержанных заокеанской «империей зла».

Я возлагал надежды, что возведение Священного холма, поддержанное руководителями страны, поможет сдвинуть с мёртвой точки вопрос о начале возрождения древних сокровищ города Пскова. И не ошибся. Вместо постоянных ревизий и комиссий, насылаемых сюда швыдковским ведомством и «Россвязьохранкультурой», утопивших насущные проблемы в кипах бумаг и протоколов, удалось нам начать восстанавливать знаменитую звонницу Всеволода Смирнова, выдающегося художника-реставратора. Здесь снова станет работать его кузница, а в помещении мастерской откроется музей подвижника, поднявшего Псков из послевоенных руин. В пролётах звонницы разместятся колокола, и их звоны станут вторить звонам кремлёвского Троицкого собора. Только что Псковский музей-заповедник открыл законченные многолетним ремонтом залы с великолепной экспозицией русского искусства XVIII—ХХ веков. На очереди незамедлительное восстановление Покровской башни – символа военной и оборонительной мощи древнего Пскова.

Вскоре в гостиничном комплексе «Плесков» при участии одного из самых активных творцов Священного холма состоится совещание, на котором реставраторы, археологи и музейные работники Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова подготовят для передачи правительству России пакет документов с перечнем срочных мер по восстановлению бесценных историко-культурных сокровищ Псковской земли. Без активной поддержки государства мы можем потерять наследие древнего Пскова, а вместе с ним историческую память, столь необходимую для строительства новой России.

Священный холм осеняет деятельность радетелей великого прошлого России, которые, не жалуясь на вселенскую тьму, зажигают свои свечи добра, разума и истинного патриотизма.

Савва ЯМЩИКОВ.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.