ИВАН ИЛЬИН В СОБОРЕ 2008 ГОДА

Иоанн Кронштадтский  Если мои книги нужны России, то Господь

убережёт их от гибели; а если они не нужны

ни Богу, ни России, то они не нужны и мне

самому. Ибо я живу только для России.

И.А.Ильин

Я выношу в эпиграф эти слова, сказанные Иваном Александровичем Ильиным в 1949 году, ещё и потому, что сейчас, когда в нашей стране снова набирают градусы чиновничья русофобия и озлобленная антиправославная истерия, нам крайне необходим этот

обозначенный великим русским патриотом ориентир, по которому должна выстраиваться в нашей стране деятельность православного человека …

 

1.

Недавно один из авторов знаменитого письма академиков господин
В.Л. Гинзбург с присущей столь учёному человеку толерантностью изволил выразиться, что, «преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей».

Видимо, я тоже принадлежу к «сволочам церковным», как, мягко говоря, определяет нас господин Гинзбург, поскольку — каюсь! —грешен… Это одно из самых заветных желаний… Если уж не заманить русских детей в церковь, то хотя бы отманить их с того гибельного, ведущего в духовную пропасть пути, по которому принуждают их идти подобные Гинзбургу господа…

И как тут не вспомнить слова Ивана Александровича Ильина, говорившего, что «бывают люди, как бы прилепившиеся к своему собственному телу и к своим чувственным ощущениям… Можно сказать, что они «повёрнуты наружу», внутренняя жизнь их не заботит... Они ужасающе мало знают о том, что такое сердце и совесть; их не мучит чувство ответственности, чувство социального они воспринимают с кривой усмешкой; добро и зло для них — «предрассудок для глупцов»; а о том, что нам открывают опыт и наблюдения, они и вовсе не подозревают… Они не могут представить себе, что такое религия и вера, и постоянно чуют за этим обман»...

Этим словам Ивана Александровича уже больше семи десятилетий, но, кажется, что сказаны они про нас, и это нам, «беспомощным людям», живущим уже в начале третьего тысячелетия, рассказывает философ ска­зочку про человека, который так долго и рьяно смотрел из своего окна, что и сам потерялся в нём и теперь думает, что он не что иное, как окно, и «только» окно, и что на всём белом свете не существует ничего, кроме окон…

 

2.

Я думаю, что наши неуспехи в деле распространения православного воспитания, внедрения его в общеобразовательные школы не в том, что мы слишком радикальны в этом вопросе, а в том, что мы предлагаем некие полумеры, как бы стесняемся сказать самое главное…

Иван Александрович Ильин считал, что «религиозная вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного и национального самосохранения».

Наверное, для нас сейчас — это одна из главнейших идей Ильина.

Уже не раз отмечалось, что все его сочинения — живой отклик на русские проблемы, ибо главным предметом исследований Ивана Ильина всегда оставались Россия и русский народ. К этому можно добавить только, что с годами мысли Ильина становятся всё более актуальными и насущными, и остаётся только дивиться, как точно соответствуют оценки и прогнозы философа реалиям русской действительности начала третьего тысячелетия.

И сейчас накануне предстоящих думских и президентских выборов, на этом пиру политтехнологов и пиарщиков всех мастей, очень своевременно было бы вспомнить знаменитую аксиому Ивана Ильина, согласно которой государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, потому что, когда это правило нарушается, происходит катастрофа, захватывающая как само общество, так и носителей власти.

«Люди становятся чернью тогда, когда они берутся за государственное дело, движимые не политическим правосоз­нанием, но частною корыстью; но именно поэтому они не ищут лучших людей и не хотят передавать им власть».

Не про нынешнюю ли власть сказано это?

Политики, оккупирующие последние десятилетия экраны телевизоров, усиленно рекламируют себя обществу в качестве элиты.

Но по Ивану Александровичу Ильину это не элита, а чернь, к которой «может принадлежать всякий: и богатый, и бедный, и тёмный человек, и «интеллигент». Чернь отличается корыстною волею и убогим правосознанием, а в революционные эпохи сверх того и политическою притязательностью».

Очевидно, в этой «корыстной воле и убогом правосознании» мы и найдём объяснение, почему тормозится не только преподавание основ православной культуры в школах, но и любая попытка нравственного воспитания в современной России. И это при том, что многочисленные современные социологические исследования свидетельствуют: более половины граждан нашей страны считают себя православными, а подавляющее большинство уверено, что необходимо укреплять нравственность…

Но есть и другие цифры…

Согласно опросам НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета самый большой процент атеистов в нашем городе — среди петербургских начальников всех уровней.

И эта ситуация, когда для православного народа пишут законы и заставляют соблюдать их неправославные люди, характерна не только для Петербурга, но и для всей современной России.

Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский, сказал, что невозможно обустроить наше Отечество без православной веры.

Замечательные слова…

Именно в них и заключено объяснение того поразительного факта, что вопреки всем так называемым национальным проектам реальное качество жизни растёт пока только у чиновников да олигархов, а народ, особенно за пределами Москвы, Петербурга и ещё нескольких мегаполисов, хорошую жизнь видит только в телесериалах.

Конечно, за восемь лет правления Владимира Владимировича Путина многое изменилось в нашей стране, но решение некоторых принципиальных проблем по-прежнему не сдвинулось с места.

По-прежнему львиная доля сверхдоходов за нефть употребляется любимым министром (ставшим сейчас вице-премьером)  нашего президента не для развития нашей промышленности, не для реализации насущно необходимых России социальных программ, а для укрепления американского доллара, для поддержки американской экономики.

По-прежнему усиленно насаждается русофобская швыдкультура; по-прежнему, власти пресекают любые попытки защиты интересов и прав русских людей; по-прежнему идёт массированное наступление на нравственность.

3.

Да…

Нас всех радует, что Владимир Владимирович Путин цитирует сейчас Ивана Александровича Ильина в своих программных выступлениях. Только почему-то кадровыми своими решениями он при этом делает, кажется, всё, чтобы, как и в самые мрачные ельцинские годы, с опаской произносили мы слова Ивана Александровича Ильина, что «...любовь к Родине есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божиим и потому благодатный». По-прежнему  надежды мыслителя, что «патриотизм и национализм раскроются в их священном и непререкаемом значении», осуществляются сейчас в нашей действительности не благодаря, а вопреки неустанным попыткам обслуживающих власть политтехнологов деформировать эту действительность в своих интересах…

Разумеется, пытаясь разобраться, для чего — не для того ли, чтобы не ускользнула русская мысль И.А. Ильина из круга разжиревшего чиновничества и прикормленных учёных? — с таким необыкновенным искусством и пытается оседлать наш лидер любое движение общественной русской мысли, мы не должны забывать о преобразующем воздействии, которое национальная идеология И.А. Ильина оказывает и на тех, кто пытается использовать эту идеологию в своих личных интересах…

Тем более, что преобразующая сила русской православной идеологии необыкновенно сильна.

Не поэтому ли и видим мы, что практически из небытия, невзирая на противодействие всесильной отечественной и мировой демократической общественности, возрождается и становится реальностью Святая Русь.

На наших глазах восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, на наших глазах возрождается приходская жизнь.

Более того…

Сейчас как-то необыкновенно реально осуществляется участие в нашей жизни наших великих святых …

Чем, если не Божьей помощью, объяснить, что именно в эти воистину роковые для нашей страны годы является нам череда дивных юбилеев, которые, конечно же, могли бы многое переменить, укрепить и укрупнить в нашем национальном самосознании, которые могли бы объединить русских коммунистов и русских капиталистов, русских монархистов и русских демократов, если бы мы хотели, если бы мы готовы были принять эту небесную помощь.

Только в этом году, 24 (11) февраля, в канун Торжества Православия, можно было бы отпраздновать — пятьсот лет со дня рождения «исповедника Правды» митрополита Филиппа (Колычева).

А летом был еще один юбилей — тоже 500-летие явления преподобному Александру Свирскому, единственному из русских святых, Святой Троицы, юбилей, который зачем-то чуть ли не задним числом, вопреки всем историческим свидетельствам перенесли на уже минувший год.

Слава Богу, что этого не случилось со столетием памяти Всероссийского батюшки — святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В марте этого года на Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем в Москве под председательством Святейшего патриарха Алексия II, решено было объявить будущий год — годом памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Случайно ли, что на этот, 2008 год выпало и 125-летие Ивана Александровича Ильина, родившегося 25 марта 1883 года.

В юбилеях есть непостижимая сила. Во всенародном переживании происходит не только воспоминание о событии, но и укрупнение события, и подлинное осуществление его.

Ведь главное, что мы можем сделать в ходе празднования столетия памяти Иоанна Кронштадтского, — это достичь единства в самих себе, понять наконец, что судьба православия и России важнее для нас любых наших привязанностей и обольщений. В этом единстве залог спасения нашего Отечества и его возрождения в православной красоте и силе!

 

4.

Об этом говорил и Иван Ильин, считавший, что «кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться везде и могут обрушиться на каждое государство. Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерзание силам зла... Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность её гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры».

Перечисленные Иваном Александровичем Ильиным опасности не только не изжиты нами, но разрослись, духовные силы народа или истощились, или находятся на пределе…

Но, как говорил незадолго до расстрела бывший ректор самарской духовной семинарии, священномученик Вениамин митрополит Петроградский, хотя и трудно, «тяжело страдать», «по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога».

И, конечно же, это великое Божие чудо, что столетней годовщиной своего небесного предстояния с молитвой о России Престолу Божию Иоанн Кронштадтский является нам в такое непростое для нашей страны время, в год, который уже назначен американским госдепартаментом для производства очередного переворота в нашей стране, переворота, который теперь уже законодательно должен закрепить её статус — американской колонии!

И хотя всех нас тревожит разобщённость патриотических сил и движений в такой опасный для нашей истории момент, но, может быть, не умея объединиться политическими движениями и партиями, мы сможем объединиться вокруг нашего небесного заступника?

Вспомните, что по его молитвам и по молитвам к нему исцелялись болящие, воздвигались храмы, устанавливался мир. Несть числа этим большим и малым чудесам, но особенно важно вспомнить сейчас, что именно благодаря Иоанну Кронштадтскому было спасено наше Отечество в смуте 1905 года.

Доморощенных врагов России и заграничных любителей кровавой революционной жизни смело тогда мощное движение Союза русского народа, которое благословил Всероссийский батюшка.

Подобно набатному колоколу звучал голос Иоанна Кронштадтского, и даже дух захватывает, когда понимаешь, что его поучения соответствуют реалиям нашей жизни, может быть, ещё точнее, чем той жизни, в которой произносились они…

«Отчего ныне многие русские интеллигенты ненавидят Россию и желают ей зла и злорадствуют о её неудачах? — задавал вопрос Всероссийский пастырь и тут же отвечал на него: — Оттого, что они отвергли учение матери своей церкви… Это — жалкие межеумки, которые отпали от Бога и церкви и пристали к безбожию и всяким порокам, растлевающим человека до костей и мозгов».

И про закон совести, которому надобно подчиниться, чтобы выбираться из смуты, охватившей нашу страну, тоже ведь сказано нам, живущим уже в третьем тысячелетии:

«Наша душа состоит из трёх главных сил — разума, сердца и воли, соединенных единым существом души. Область действия этих трёх сил бесконечна; и для того, чтобы жизнь души текла правильно, благоплодно и с пользою для нас самих и для окружающих нас людей, эти силы должны действовать согласно, повинуясь закону совести, вложенному в каждого Творцом… Таким образом искренний человек и истинный христианин весь с своим бесчисленным множеством мыслей, чувств, намерений и деяний подчиняется единодержавно совести своей.. и жизнь его идет правильно. Но, если душа человеческая не захочет подчинить эти три главные силы души — разум, сердце, волю — закону совести или закону Божию, — она в один день или в продолжение жизни своей натворит тьму неподобных, самых вредных дел, додумается до ужасных вещей — до неверия, до безбожия, до анархии, до конституции, до динамитов и казнокрадства и всякого безобразия. Вот до чего могут довести внутренняя или внешняя анархия человека, неподчинение, неповиновение закону совести».

5.

Знатокам философского наследия Ивана Александровича Ильина не нужно доказывать, как точно перекликаются эти поучения Всероссийского пастыря с мыслями Ивана Александровича Ильина об интеллигенции, возрождение которой как носителя национального самосознания может состояться лишь тогда, когда будет преодолено укоренившееся в интеллигентской среде стремление к бездумному экспериментаторству, никак не учитывающему ни исторический опыт России, ни особенности национального русского самосознания. С его мыслями о том, что основа всякого кризиса — духовная смута, которая возникает, когда уменьшается до опасных пределов регулирующее влияние общественных целей и ценностей, ослабевает значение смыслов. Тогда, говорил И.А. Ильин, и начинается чуждая духовная интервенция и духовно-гражданская сумятица…

Но интересно и поучительно не только это совпадение, а ещё и подробности биографии Ивана Александровича Ильина, которые показывают, как совершался его переход на позиции Иоанна Кронштадтского.

Ведь в 1905 году, когда Всероссийским батюшкой были озвучены процитированные нами мысли, Ильин находился отнюдь не с ним.

Как можно узнать из статьи Ю.Т. Лисицы , предпосланной собранию сочинений И.А. Ильина, согласно воспоминаниям Евгении Герцык Ильин в молодости был революционером- эсдеком. Там же приводятся воспоминания  Николая Николаевича Алексеева, запомнившего, как запнулся он на квартире Ильина о корзинку с бомбами.

Правда, сейчас глубокоуважаемый Юрий Трофимович Лисица не считает эти воспоминания надёжными источниками, но, даже если и так, участие Ивана Александровича в демонстрации московских студентов 5 декабря 1904 года, проходившей под эсеровским лозунгом «В борьбе обретёшь ты право своё!», сомнению не подлежит.

Да, в дальнейшем сам Иван Александрович, перейдя на позиции трансцендентального идеализма, отрицал свою принадлежность к политическим партиям, но в любом случае если он и не принадлежал сам к открытым противникам движения, возглавляемого Иоанном Кронштадтским, то всё равно находился среди них.

И чрезвычайно поучительно поэтому проследить, как происходило распространение идей Всероссийского батюшки, как усваивались они людьми, которые были очень уж европейски образованны, чтобы усвоить их сразу.

 

6.

В Иоанне Кронштадтском было необыкновенно сильно развито Соборное ощущение, и, когда мы говорим, что он благословил движение Союза русского народа, это не совсем верно. Наш Всероссийский батюшка превратил это движение в Собор и сам стал голосом этого Собора.

А сколь дивным был воздвигнутый Собор, свидетельствует очевидец — Павел Александрович Крушеван.

 «Помню первый митинг Союза Русского Народа, — вспоминал он. — Он состоялся в Михайловском манеже. На митинге собралось тысяч двадцать народа... Это были величественные и потрясающие минуты народного объ-единения, которых никогда не забудут те, кому довелось пережить их. Все грани, все сословные и социальные перегородки исчезли; русский князь, носящий историческую старинную фамилию, стоял бок о бок с простолюдином и, беседуя с ним, волновался общими чувствами; тут же в толпе был и известный государственный деятель, были генералы, офицеры, дамы... Но над этой пестрой массой, сливая её в одно существо, властно царила одна общая душа, душа народа, создавшего одно из величайших государств в мире»...

Слово «Собор» от частого употребления несколько затерлось.

Поэтому подчеркнём, что, говоря «Собор», мы обозначаем этим словом не просто разношёрстную толпу, собравшуюся на то или иное мероприятие, а духовное собрание людей, объ-единённых или по крайней мере стремящихся объединиться в православной и патриотической идеологии.

И очень важно понять, что эта соборная общность обладает качествами, значительно превосходящими качества отдельных людей, какими бы замечательными и православными они ни были. Этому Собору сообщается молитвенная сила, которая значительно превосходит даже и совокупную силу самых сильных наших молитвенников, — сила, способная преображать историю.

Я уже упоминал здесь слова священномученика Вениамина митрополита Петроградского. Он — один из членов великого Собора новомучеников Российских, Собора, который в страшные годы удержал и вознёс на ещё большую высоту в нашей стране православную веру…

И, наверное, не будет ошибкой сказать, что и в фундамент этого Собора немалую лепту внёс святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Никто — посмотрите дневниковые записи последнего года его жизни — так полно и глубоко, как он, не прозревал, что такое этот Собор и в чём сила его и могущество.

 

7.

Иван Александрович Ильин тоже стал после совершившихся в нём в годы Революции и Гражданской войны перемен непосредственным участником Собора, воздвигнутого Всероссийским батюшкой.

«Когда мы говорим о родине, мы говорим о духовном единстве своего народа, — писал он. — Творческое единение людей в общем и сообща творимом лоне — в национальной духовной культуре, где все мы одно, где всё достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и челове­ческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) — едино для всех нас и обще всем нам: и творцы духа, и «труженики культуры», и создания искусства, и жилища, и песни, и храмы, и язык, и лабо­ратории, и законы, и территория... Каждый из нас живёт всем этим, физически питаясь и душевно воспитываясь, ограждённый другими и обороняя других, получая и принимая дары во всеобщем вза­имном обмене. В жизни и в ткани нашего общества мы все — одно, а в её духовной сокровищнице объективировано то лучшее, что есть в каждом из нас. Её созданиями заселяется и обогащается, и твор­чески пробуждается личный дух каждого из нас; родина делает то, что душевное одиночество людей отходит на задний план и уступа­ет первенство духовному единению и единству.

Такова идея родной нации. И при таком понимании её обнару­живается воочию, что человек, лишенный её, будет действительно обречён на духовное сиротство или безродность; что обретение её есть поистине акт жизненного самоопределения; что иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь есть великое горе; что тоска по ней естественна, а отчаяние в своём народе противоестественно; и что, наконец, человеку подобает блюсти на всех путях достоинство своего народа, гордиться его признанием, его величием и его успехами».

Эти размышления Ивана Александровича Ильина ещё раз убеждают нас, что соборная общность обладает качествами, значительно превосходящими качества отдельных людей, что этому Собору сообщается молитвенная сила, которая значительно превосходит даже и совокупную силу самых сильных наших молитвенников — сила, способная преображать историю.

«Созерцающая любовь должна быть вновь оправ­дана после эпохи ненависти и страха и вновь положена в основу обновляющейся русской культуры. Она призвана возжечь пламя русской веры и верности; возродить русскую народную школу; восстановить русский суд, скорый, правый и милостивый; она призвана перевоспитать в России её администрацию и её бюрократию; вернуть русскую армию к ее суворовским основам; обновить русскую историческую науку… очистить русское искусство от советчины и от модернизма. И главное: ВОСПИТАТЬ В НАРОДЕ НОВЫЙ РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР».

 

8.

Мысли Ивана Александровича Ильина предельно актуальны сейчас, но программой к действию они могут стать тоже только в Соборе, который предстоит ещё создать нам, если мы желаем сохранить наше православное Отечество!

Безусловно, Иоанн Кронштадтский — это понимаешь, вслушиваясь в доносящийся уже к нам голос! — прозревал это.

И как человеку, который, пытаясь вспомнить что-то очень важное, возвращается на то место, где он думал об этом, всем нам надобно возвращаться к поучениям и деяниям Иоанна Кронштадтского, чтобы вновь обрести позабытое нами чувство соборности…

Наш великий пастырь и подсказывает нам путь для этого!

По всей нашей стране разбросаны сотни храмов и монастырей, так или иначе связанных с именем Всероссийского батюшки.

Если мы организуем крестный ход от кронштадтской площади, на которой стоял Андреевский собор, в котором святой праведный Иоанн Кронштадтский совершил 19 345 литургий, до Сурского монастыря, его Родины, мы соединим весь северо-запад.

Если мы сумеем поднять всероссийское движение мемориализации мест, связанных с памятью святого, мы объединим всю нашу страну, ибо сотнями исчисляются города и посёлки, в которых служил и проповедовал Всероссийский батюшка.

Если мы проведём съезд настоятелей всех храмов, посвящённых памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, мы объединим весь православный мир — во многих странах имеются такие храмы.

 

9.

Всё ближе к нам год 100-летия памяти Иоанна Кронштадтского, год, на который приходится и 125-летие со дня рождения Ивана Александровича Ильина…

Не будем забывать, сколь трудным был проповеднический подвиг Всероссийского батюшки, какие потоки лжи и клеветы изливала на него либеральная русофобская общественность, если даже такие русские светочи, как Иван Александрович Ильин, при земной жизни Всероссийского пастыря так и не смогли встать на его позиции.

Но «исследователь... — как говорил сам Иван Александрович, — не должен торопиться судить свое прошлое или позволять чужому осуждению проникать в глубину своего сердца».

Соборное познание выше осуждения.

Накануне года памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского ведётся разговор об Иване Александровиче Ильине, и мы словно бы видим их, участников дивного Собора, и сами становимся участниками его, вслушиваясь в великие заповеди Ивана Александровича Ильина:

«Национальное чувство есть любовь к исторически-духовному облику и творческому акту своего народа.

Национализм есть вера в богоблагодатную силу своего народа и потому — в его призвание.

Национализм есть воля к его творческому расцвету в дарах Святого Духа.

Национализм созерцает свой народ перед лицом Божиим, со­зерцает его душу, его таланты, его недостатки, его историческую проблематику, его опасности и его соблазны.

Национализм есть система поступков, вытекающих из этой люб­ви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.

Вот почему истинный национализм есть не тёмная, антихристи­анская страсть, но духовный огонь, возводящий человека к жерт­венному служению, а народ — к духовному расцвету.

Христианский национализм есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати, в путях Его Царствия».

 

Последние слова Ивана Александровича Ильина не только отсылают нас к знаменитому восклицанию Александра Васильевича Суворова «Быть русским! Какой восторг!», но и сообщают читающему эти прозрения великого русского философа воистину суворовский, победительный восторг.

 

Пиарщики и политтехнологи всё гадают сейчас: кого, какого преемника выберет Россия.

Но мы уже выбрали.

Выбрали святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Выбрали великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина!

Николай КОНЯЕВ 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.