28 апреля в Малом зале ЦДРИ собрались ветераны Центрального телевидения, чтобы отметить полвека со времени создания Главной редакции научно-популярных и учебных программ, начавшей вещание 29 марта 1965 года. Её общесоюзный статус обеспечивали четыре дубля для восточных территорий страны. Шесть часов эфира в сутки. Естественные науки и «неестественные», как любят подтрунивать физики, — литература и русский, иностранные языки, «Здоровье», «Шахматная школа», «Наш сад», « АБВГДейка» — чего там только не было. На все вкусы, бесплатно, одним нажатием кнопки раздвигалось окно в мир. Встречу открыла Анна Шишко, из «первого призыва» 1965 года, пришедшая на студию со студенческой скамьи. В зале – убелённые сединами режиссёры, их помощники и ассистенты, редакторы, администраторы, руководители отделов, звукорежиссёры, видеоинженеры. Памятные лица — Андрей Торстенсен, Татьяна Черняева, Татьяна Власихина, Елена Морозова, Михаил Фрадкин, Светлана Соколова, Валентин Тернявский, Вера Криппа… Здесь же и Василий Власихин, пришедший на студию помощником режиссёра после окончания школы и сразу c головой окунувшийся в напряжённые созидательные будни становления нового дела.
Мы попросили нашего автора — поэта публициста, учёного, общественного деятеля Сэду Константиновну ВЕРМИШЕВУ — рассказать о том, что в Год литературы делается для оздоровления и сплочения нашего общества и что, по её мнению, нужно было бы ещё сделать. — Сэда Константиновна, недавно в библиотеке им. Боголюбова в рамках Года литературы прошёл вечер «Литература и музыка». Поделитесь Вашими впечатлениями. — С удовольствием это сделаю. Но прежде хотелось бы вернуться немного назад, когда в Малом зале ЦДЛ, тоже в рамках Года литературы, прошла встреча писателей и экономистов с впечатляющим названием «Почему всё не так. Как надо?». Я была удивлена и одновременно обрадована. Ведь давно уже писательские организации вынужденно или добровольно в своей работе замкнуты на самих себя, то есть на литературу как таковую, не выходя за рамки очерченного таким образом круга... Мероприятие предполагало встречу писателей с учёными-экономистами. Это академики РАН О. Богомолов, А. Акаев; экономист, общественный деятель и публицист Ю. Болдырев; президент Союза предпринимателей и арендаторов А. Бунич; д.э.н. М. Делягин; д.э.н. профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол В. Фалин; председатель Экономического совета МГО СП РФ А. Иванов; д.э.н. академик РАЕН Г. Цаголов; директор НИИ экономики и управления собственностью С.Беляев; писатель, политолог А. Севостьянов; заслуженный деятель культуры, писатель, журналист И. Михайлов и др. По словам председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова, собрать под одной крышей признанных учёных такого масштаба — само по себе явление. При всём разнообразии затрагиваемых вопросов все они были едины в одном: модель, в которой сегодня работает экономика России, не отвечает интересам развития нашего общества. Это и было ответом на вопрос «Почему всё не так». Своё видение того, «как надо», изложил Г. Цаголов. Регулируемая экономика — вот та модель, применение которой позволило бы избежать катастрофических последствий деятельности младореформаторов и их наследников в лице экономического блока правительства Д. Медведева. Именно модель регулируемой экономики в своё время пытался реализовать на посту председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжков. Но в стране тогда взяли верх силы разрушения, и сегодня мы являемся свидетелями их действий. Открытым остаётся вопрос: каким образом можно переломить сложившуюся ситуацию? А потому напрашивается мысль, что надо провести в рамках Года литературы ещё одну встречу, которая помогла бы найти ответ на этот вопрос.
Одно время у истосковавшегося по живности городского жителя была чуть ли не мода – завести попугая! Счастливы, умиляемся – когда он хрипло кричит: «Попка-дурак!» Больше всего ценились и, разумеется, на порядок дороже стоили попугаи, которые могли повторить за тобой целое предложение или даже как бы осмысленно что-то сказать в ответ. Теперь попугаев держат реже, потому как они переместились ныне в телевизор. Если в страшные 90-е годы прошлого века во время разгула на телевидении гнусности, откровенную порнуху по преимуществу показывали глубокой ночью — всё-таки детей жалели! — то теперь всё наоборот: самые хорошие передачи идут поздней ночью, чтобы их видело как можно меньше людей. Так пятая колонна, прочно держащая с тех печальных времён в оккупации телевидение, по-прежнему вершит свое чёрное дело. А в самое удобное вечернее время — сплошной «юмор» и парад попугаев. Правда, ещё бесконечные, в разных вариантах, «менты».
…Он соколом летел вперёд Туда, где ждал его народ. Абхазская песня.
15 мая исполняется 70 лет со дня рождения творца современной абхазской государственности и выдающегося специалиста по древней истории хеттов Владислава Григорьевича АРДЗИНБЫ (1945—2010). Этой дате было посвящено торжественное собрание в Институте востоковедения Российской академии наук, где Ардзинба проработал много лет и защитил две диссертации – кандидатскую и докторскую. С лекцией перед собравшимися выступил президент Абхазии Рауль Хаджимба, охарактеризовавший Владислава Ардзинбу как человека № 1 для Абхазии, имя которого будет навечно вписано в историю страны. Немало тёплых слов прозвучало и от коллег первого президента свободной Абхазии — учёных Института востоковедения. Вспоминали не только о его научных заслугах, но и том, как будущий политик любил с ними играть в волейбол, водил дочку на московскую ёлку.
Х Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «КОКТЕБЕЛЬСКАЯ ВЕСНА-2015» 15 апреля в день рождения выдающегося поэта Серебряного века Н. Гумилёва в Коктебеле открылся Международный поэтический фестиваль памяти поэта. Форум длился три дня. Заглавием этой заметки является строчка знаменитого стихотворения Н. Гумилёва «Поэту»: …Уверенную поступь береги: Твой стих не должен ни порхать, ни биться. Хотя у музы лёгкие шаги, Она богиня, а не танцовщица… Именно этой мыслью был окрашен фестиваль, на который по уже установившейся традиции съехались поэты разных уголков земли. Во время торжественного открытия секретарь Союза писателей России Ю.А. Лопусов подчеркнул, что этот фестиваль особый не только потому, что юбилейный, а в первую очередь потому, что проходит на новой исторической основе, поскольку Крым вернулся на свою Родину — в Россию. Об этом же, в конечном счёте, говорили при открытии все официальные лица Крыма: глава муниципального образования округа Феодосия председатель Горсовета Феодосии С.Н. Генчук, первый заместитель главы администрации Феодосии Д.В. Ачкасов, заместитель председателя комитета Госсовета Республики Крым по культуре и охране культурного наследия Л.В. Чулкова, начальник управления музейного дела, перемещения культурных ценностей и библиотечных ресурсов Министерства культуры Республики Крым Е.Г. Эмирова и председатель Союза русских писателей Восточного Крыма Н.В. Ищенко.
«Я желал бы, чтобы музыка моя распространялась, <…> чтобы люди находили в ней утешение и подпору», — эти слова были сказаны Петром Ильичом Чайковским незадолго до смерти, в 1893 году и, как всем хорошо известно, подтвердились сполна. Музыка Чайковского звучит повсюду в мире на протяжении уже века с четвертью и никогда не может устареть. Это вечно молодая музыка. Такое утверждение может показаться избитым трюизмом и прописной истиной, но, тем не менее, это именно так. Многие музыкальные шедевры Чайковского — взять ли Шестую, «Патетическую», симфонию или ми-минорную Пятую, симфонические фантазии «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта» или, быть может, менее популярную музыку к шекспировскому «Гамлету», написанную по заказу петербургского Малого оперного театра в 1891 году, или торжественную увертюру «1812 год», где проявилось патриотическое, исконно русское начало в творчестве композитора, да и мало ли что ещё! — всё это вошло в нашу плоть и кровь, стало нашей наследственностью.
Гитлер недолюбливал юристов за то, что они подчиняют власть «мертвой букве закона». Он видел в государстве элемент расправы, для чего лучше подходили штурмовики и СС. Но когда Гитлер оказался у власти, сословие юристов охотно пришло ему на помощь. Они сумели объяснить новому канцлеру, что раз немцы — цивилизованная нация, то и репрессии в Германии нужно проводить в «правовом поле»…
Михаил Шифрин, историк.
У меня такое ощущение, будто в Нюрнберге всегда пасмурно и идёт мелкий, неприятный дождик. Такое ощущение сложилось у меня после неоднократных поездок в этот город. Вот и на сей раз такая же погода встретила меня возле большого, серого, мрачноватого здания Дворца правосудия. Именно здесь проходили процессы над главными преступниками Третьего рейха после завершения Второй мировой войны. Судили здесь не только верхушку фашистского режима, но и преступников рангом пониже. Всего процессов было двенадцать, в том числе и над судьями. Как отмечала пресса, особенность процесса над судьями заключалась в том, что расследовались не только зверства над населением оккупированных стран, но и преступления нацистов против собственных граждан. Суд над судьями состоялся в 1947 году, и на скамье подсудимых было 16 юристов.
Институт Пушкина был создан полвека назад президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы академиком Виталием Костомаровым как методический центр по изучению нашего языка, продвижению его в другие страны. Сегодня он известен в мире так же, как и институты Гёте, Сервантеса, Конфуция. Студенты из Китая, Сербии, США, Германии, Чехии, Израиля, Испании основательно изучают там нашу классику. Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая называет русский языком культуры и талантов. На форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России» в Ярославле она дала старт открытию портала «Образование на русском». Теперь при помощи этого портала в разных уголках мира можно изучать русский, причём людям с самыми разными навыками владения языком.
Х юбилейный Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «Коктебельская весна-2015»
За коротким, по историческим мерками, отрезком времени — между девяностыми годами XIX века и Октябрём 17-го — закрепилась слава Серебряного века русской поэзии. И не только поэзии. Это была пора взлёта отечественной культуры во всех её проявлениях: живописи, ваяния и зодчества, науки, общественной мысли. И центр философии переместился в Россию. Одним из ярчайших представителей Серебряного века в литературе был великий русский поэт Николай Степанович Гумилёв. Он родился 3 апреля (15-го по новому стилю) 1886 года.
Из Крымских заметок Тёмным свинцом матово блеснуло вдали море. Понт Эвксинский (гостеприимное), Караден-гиз (чёрное, негостеприимное), Киммерийское, Скифское, Синее, Таврическое, Сурожское, Святое… По-разному называли на протяжении веков этот щедрый подарок Бога греки и римляне, скифы и сарматы, генуэзцы и готы, турки, донские, запорожские казаки и суворовские чудо-богатыри, оставившие свой след на этих благословенных пространствах! Коктебель в переводе с тюркского — «страна синих гор». Сюда, где, по словам Волошина, «теплятся лампады Семизвездья», издавна влекло русских поэтов. Коктебельское бытование М. Волошина, сделавшего свою дачу пристанищем для певцов, музыкантов, поэтов и художников, стало весёлой и праздничной страницей в истории русской поэзии. Великие имена причастились этому месту — Гумилёв, Цветаева, Ахматова, Мандельштам…
В Москве в Центральной библиотеке имени Н.А. Некрасова 30 марта 2015 года состоялась встреча с читателями, включённая в цикл «Поэзия подвига», организованный режиссером Жанной Калыш. Она снимает документальный фильм с таким названием. Внимание теме Великой Отечественной войны Жанна Владимировна уделяет не спонтанно. Это продуманная, прочувствованная человеческая позиция, отражённая режиссером в прошлом году в ленте «Моё блокадное детство». Продолжая работать над воспоминаниями о каждом миге страшной войны, Жанна Калыш встречается с людьми, организует съёмки сюжетов к будущему фильму, уточняет детали и достоверность давно известного.
«Хованщина» М. Мусоргского на сцене Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко …Можно долго разъяснять сюжет и исторический фон этой знаменитой оперы великого русского классика. Но стоит ли это делать вместо того, чтобы просто рассказать о спектакле, поставленном Александром Тителем вкупе со сценографом Владимиром Арефьевым? Однако начать надо не с этих двух имен. Всё-таки главной движущей силой этого бесспорно выдающегося создания оперной сцены является замечательный дирижёр Александр Лазарев. Он уверенно и ярко, тактично и с полетным пониманием, умно и увлеченно ведёт спектакль, поставленный в очень непростой редакции Дмитрия Шостаковича. Поэтому зрители старшего поколения, которые ещё помнят классическую постановку Леонида Баратова в Большом театре, найдут много нового даже в либретто, не говоря уже об инструментовке партитуры.
Архетипы русской культуры — прошлое, настоящее и будущее.
От прозападно настроенных сограждан порой можно слышать: а что такое русская культура? Мол, всё, что есть, заимствовано в основном из Западной Европы. Итальянская опера, немецкая философия, французская живопись, литература — всё переводное. Была, правда, ещё и советская культура — литература, школа без ЕГЭ, кинематограф, библиотеки… Но это всё уже сожгли, как ИНИОН. Ничего не осталось, чтобы не было возврата к сталинскому социализму. Но нет, не всё ещё сожгли... Самое важное ещё осталось. То самое, что «при любых испытаниях у нас никому не отнять!». Архетипы культуры — то, что остаётся даже тогда, когда всё, казалось, уже было потеряно.
Посольство Италии в Москве и Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина провели выставку «Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». Выставка была организована в рамках председательства Италии в Европейском союзе и перекрестного Года туризма Италии и России. В экспозиции выставки четыре работы выдающихся итальянских мастеров второй половины XV века, объединенные одним сюжетом — мадонна с младенцем. Это один из центральных образов и византийской иконописи, и живописи итальянского Возрождения.
В президиуме собрания — Геннадий Иванов, первый секретарь Союза писателей России, Игорь Смолькин (Изборцев), председатель Псковской писательской организации, и Сергей Соколкин, представлявший Московскую писательскую организацию. Лауреаты были отобраны по итогам работы взыскательного жюри, в которое входили Игорь Смолькин (председатель), Геннадий Иванов, Владимир Личутин, Александр Проханов, Всеволод Бахревский, Сергей Соколкин и др.
Юрий Поляков, поблагодарив жюри, сказал: «Премия имени такого самобытного русского писателя, как Николай Семёнович Лесков, почётна и ценна. Лесков относится к таким художникам слова, которые узнаются с одного абзаца, его невозможно спутать ни с кем. Николай Семёнович говорил, что слова, стоящие рядом в литературном произведении, «должны удивляться друг другу».
«Скажите, для того ли я родился в Овстуге, чтобы жить в Турине?..» Фёдор Тютчев, 1837 год.
Ответить на этот риторический вопрос из письма Тютчева его родным попытались главные редакторы альманаха «День поэзии. XXI век» Андрей Шацков и журнала «Юность» Валерий Дударев, посетившие родовую усадьбу великого поэта на Брянщине. Где, по словам «последнего славянофила» В.В. Кожинова, «перед юным Тютчевым — вместе с родной природой и нaродом — глубоко рaскрылaсь и реaльность родной истории, которaя знaчилa для поэтa необычaйно, исключительно много...».
18 февраля Геннадию Игоревичу Гладкову, выдающемуся русскому композитору, народному артисту России, автору прекрасной музыки к сотням театральных постановок, кинофильмов, мюзиклов и оперетт, многих симфонических сочинений исполнилось 80 лет!
Тысячи и тысячи почитателей весёлого и искрящегося таланта Геннадия Гладкова в России и за рубежом поздравили композитора с этой славной датой. Не прошло мимо неё и российское телевидение, показав несколько фильмов о Гладкове, записи его концертов. Ожидания отечественных любителей музыки оправдались — мы стали свидетелями большого и яркого музыкального праздника. Впрочем, так случается всегда, когда речь заходит о Геннадии Гладкове.
Не знаю, будут ли кому интересны эти записи, но выбросить их не поднимается рука. В них много пережитого, выстраданного, память о встречах, поездках, житейские истории, разговоры, замыслы — всё о нашей любимой России. А название «Крупинки» самое подходящее: и фамилия такая, и записи малых размеров. ОТЧЕГО БЫ НЕ НАЧАТЬ с того, чем заканчивал Толстой, с его убеждений? Они же уже у старика, то есть вроде бы как бы у мудреца. А если он дикость говорит, свою религию сочиняет, то что? Чужих умов в литературе не займёшь. И не помогут тебе они ни жить, ни писать, ни поступать по их. На плечи тому же Толстому не влезешь, да и нехорошо мучить старика. Это в науке, да, там плечи предшественников держат, от того наука быстра, но литература не такая. Наука – столб, литература – поле, где просторно всем: и злакам и сорнякам. Ссориться в литературе могут только шавки, таланты рады друг другу. Не рады? Так какие же это таланты?
В 1943 году, когда себя полностью проявили все нечеловеческие стороны войны гитлеровской Германии с Советским Союзом, американцы посвятили нам два голливудских фильма «Песня о России» и «Северная звезда».
Мы, подростки, уже многое повидавшие и не по годам соображающие, хотя и с чувством благодарности за дружественное внимание союзников, не могли удержаться от смеха, глядя на «русскую» сельскую учительницу в фетровой шляпе и модном английском костюме, на её неторопливую прогулку по живописно догорающим руинам под руку со знаменитым американским дирижёром после его гастрольного концерта. Смех вызывало то обстоятельство, что эти двое свободно шляются в ту пору суток, когда действует неумолимый комендантский час. Это – в «Песне о России» с двумя модными заморскими актёрами – Вивьен Ли и Робертом Тейлором, да простят они нас.
Народному артисту СССР Борису Фёдоровичу Андрееву 9 февраля исполнилось бы 100 лет. Он был, пожалуй, последним великим актером советского кино, чья слава была поистине всенародной. Окончив школу, Борис Андреев отправился работать слесарем-электромонтером на комбайновый завод. И, как это бывает, случайно заглянул на занятия кружка художественной самодеятельности. Заглянул, да так там и остался. Вскоре был принят в театральное училище, а затем и в Саратовский драматический театр. Первой ролью знаменитого в будущем актера стал… вой собаки. В театре готовилась постановка чеховского «Вишневого сада». По замыслу режиссёра, по ходу действия из-за кулис раздавался протяжный собачий лай и вой. «Я исполнял эту роль в течение сезона, — вспоминал сам Андреев. — Делал я ее со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке».
Но продуман распорядок действий… …Я один. Все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Б. Пастернак.
Похоже, шекспировский «Гамлет» — самая популярная постановка в Москве. Представляете, одиннадцать постановок в разных театрах столицы! И каких! МХТ им. А.П. Чехова, Театр имени М.Н. Ермоловой, Театр Российской армии, Театр «У Никитских ворот», Театр наций… И везде аншлаги.
Доводилось ли вам лицезреть мусорный контейнер, доверху набитый книгами? Не приведи Господь! Ненужными оказались творения души и разума, шедевры, которые годами и десятилетиями стоят на полках наших домашних библиотек. Стоят, дожидаясь не своего смертного часа, а того часа, когда их снова возьмут в руки. Они ведь могут помочь советом, вразумить, утешить, а может, и удержать от неверного шага. Или просто доставить ни с чем не сравнимое удовольствие от прочитанного и сопережитого.
Прощание с пройденным Не знаю, будут ли кому интересны эти записи, но выбросить их не поднимается рука. В них много пережитого, выстраданного, память о встречах, поездках, житейские истории, разговоры, замыслы — всё о нашей любимой России. А название «Крупинки» самое подходящее: и фамилия такая, и записи малых размеров. Владимир КРУПИН.
— КУЧА МАЛА, — так кричали мы в детстве, затевая битву стенка на стенку. Налетали, сшибали друг друга с ног, сами валились. Кто был внизу, старался вырваться, вынырнуть и оказаться наверху. Кричал: «Я – главный!». Так и моя бумажная куча: какая бумажка оказывается сверху, та на время и главная.
Книгу, о которой я собираюсь и прямо начинаю говорить, оценили уже и до меня. Это сделал рассудительный и даровитый человек, писатель Леонид Сергеев. Следую и ему. Хорошо, что о писателе судит писатель — то есть, к примеру, не литературовед. Ибо может ли низшее судить о высшем? Скажем, человек в футляре Беликов — может ли судить о литературе, об античности, о самом Чехове? Надеюсь, это понятно. Беликов и своих учеников, «антропос» такой, оценить не мог. Ведь литературоведение и критика — конечно, не науки. Это искусство: искусство вовремя собраться с чужими мыслями. А Беликов — это разве, батенька, художник? Пускай звучит наш вроде афоризм несколько смешно, а есть тут и доля истины. С чужими ведь мыслями вполне стоит, стоит собираться; их ведь всегда оказывается заготовлено человечеством больше, чем наработал какой-то учёный.
Уж ктокто, а Шекспир у нас вниманием не обижен. Это — аксиома. Как аксиома и то, что ставят эту трагедию так часто, что было бы лучше, если бы ставили реже, но интереснее… Ну, ворчу, наверное. Думается, однако, это простительно большому любителю творчества Шекспира, который едва ли не по дватри раза в сезон видит скучнейшие вариации на тему его великого произведения.
Под сводом Овального зала знаменитой подмосковной усадьбы «Середниково» завораживающе и неотторжимо от интерьеров XIX века звучала поэзия «высочайшего юноши вселенной», которой внимали известные литераторы: Лев Аннинский, Александр Казинцев, Валерий Дударев, Аршак Тер-Маркарьян, Виктор Линник и Андрей Шацков, ставшие участниками праздничного действа по награждению памятной медалью Минкультуры России «200-летие М.Ю. Лермонтова».
В Москве с 16 по 29 января проходила выставка Material Evidence. Iraq. Afghanistan — «Вещественные доказательства. Ирак. Афганистан»
Американцы вторглись в Ирак 20 лет назад. «Блистательные» итоги оккупации ВС США в залах галереи MOD на фото корреспондентов разных стран. Разруха, боль, кровь, слёзы, долгие бессмысленные страдания невинных безоружных людей. Впечатление усиливают вывезенные с полей войны артефакты, принадлежавшие участникам трагедии: самодельные бомбы, гильзы, защитные маски, патронташ, флаг курдов, старый пробитый пулей шлем, кукла, плюшевая панда… Что стало с детьми, недавно игравшими с этой пандой? Дай Бог, чтобы были живы. Фотообъектив запечатлел их испуганные лица. На другой фотографии курдский солдат выносит на плечах из сожжённой ИГИЛом сирийской деревни статую Иисуса Христа — христианская община передала её для выставки, чтобы мир знал правду о происходящем.
В Доме сказок «Жили-были» на ВДНХ и в Измайлове вот уже двадцать лет обитают кудесники. Они творят добро, ласку и веселье. Не одно поколение детей испытывают на себе эти чувства, так необходимые и во взрослой жизни. Старшему поколению памятно: до перестройки немало граждан нашей страны сделали себе неплохую карьеру, но в 90-е годы — растерялись. Свобода, преподнесённая на блюдечке, оказалась продуктом не всегда доброго качества, многим было непонятно: с какого боку к ней подойти? Но некоторым, особенно молодым, выход подсказала врождённая предприимчивость: хочешь выжить в условиях рынка – создай своё дело, оно должно приносить доход. Деловой хваткой, столь необходимой в условиях рынка, в полной мере обладал Николай Петрович Машовец – бывший комсомольский работник, главный редактор когда-то популярного издательства «Молодая гвардия».
15 января 2015 года исполняется 90 лет со дня рождения замечательного русского писателя Евгения Ивановича Носова (1925—2002). Последние его рассказы... Последние, какой-то особой чуткости и мягкости слова, которые только он умел расположить даже в самом суровом и драматическом тексте так, что они давали утешение и просветление. Последние мысли о войне и природе, о самом важном, что составляло весомую суть его творчества. Мысль о войне и боль войны — той, Великой Отечественной, которую не могли затмить никакие трагические события последних пятнадцати лет; более того — в эти-то годы и потребовалась новая и решительная защита всего, что защищалось тогда. И сострадание к приютившему нас на земле миру природному, к «братьям нашим меньшим», к птахам малым, ко всему, что нас окружает. Для Евгения Носова эта боль о войне и это сострадание к «меньшим» — что-то краеугольное, опорное в нравственном строении человека и общества, простирающее свое влияние на их дальнейшую судьбу.
В новогодние и рождественские дни в Москве прошло немало интересных зрелищных представлений, искромётных ярмарок, балаганов. Особенно колоритно выглядели торговые ряды на Красной площади и примыкающему к ней Охотному ряду. А на Никольской улице, что соседствует с Кремлем, в здании Московского камерного музыкального театра имени Бориса Покровского, зрителей ожидало своё, неповторимое театральное действо.
Выступление председателя Союза писателей России Валерия ГАНИЧЕВА при вручении премии «Щит и меч» Уважаемые друзья, коллеги, специалисты военно-промышленного комплекса, писатели, журналисты! Здесь, в центре Москвы, напротив Кремля, в Государственной библиотеке — знаменитом Доме Пашкова проходит немало значительных, государственных, культурных событий страны. Но сегодня мы можем сказать, что происходит важное державное событие исключительного, редкого порядка. Здесь воссоединяются в уважении, я бы сказал, военная оборона и мощь со словом и образом на художественном поле. Союз писателей России вместе с известной газетой «ВПК» («Военно-промышленный курьер») подводят итоги литературно-художественного конкурса «Щит и меч» в произведениях, книгах, очерках, представляющих спасительную для государства и общества, да и, пожалуй, для всей нашей жизни отрасль промышленности, именуемую короткой аббревиатурой ВПК, т.е. военно-промышленный комплекс. Написанные интересно, живо, нередко с вызовом, они, безусловно, составляют очень серьёзную и важную часть конкурса.
22 декабря в 17.00 в Доме Пашкова — Российской государственной библиотеке произошло удивительное событие — в торжественной обстановке награждены первые лауреаты национальной литературной премии «Щит и меч Отечества». Премия учреждена Союзом писателей России и газетой «Военно-промышленный курьер» с целью укрепления в обществе положительного образа тех, на ком держались и держатся величие и слава русского оружия – военных и работниках российского оборонно-промышленного комплекса.
Редакция «Слова» сердечно поздравляет своих авторов, нынешних и будущих; всех наших подписчиков и читателей с наступающим Новым годом. Своеобразный подарок — Посвящения некоторым из мастеров писательского цеха, написанные поэтом, писателем и публицистом Григорием БЛЕХМАНОМ.
Мудрец сказал: — Святая Русь и Капитализм – смертельные враги!.. Капитализм – это рынок… базар… торжище!.. Капитализм – это Бред древних финикийцев-бездельников… торговцев… И вот этот провинциальный Бред – победил весь мир! победил Человечество!..
Николай Офитов – русский поэт плоть от плоти своей земли. Он истинный крестьянский сын и по происхождению, и по мировосприятию. Потому и к нему, к его судьбе применительны строки, написанные другим нашим замечательным поэтом, земляком Николая Офитова Александром Ивановичем Люкиным: «Крестьянский сын, воспитанник завода и волею судьбы интеллигент». И у Николая Викторовича за плечами долгая и непростая жизнь, куда уместились и учёба в сельской школе, в которую мальчишке приходилось бегать по просёлочным дорогам да полям за многие километры, и труд на земле. «Я законный наследник / Российского поля, / Тишины поднебесной, / Берёзок у дола»…
«На встречу дня!» — неизменное название литературной премии имени Бориса Корнилова прозвучало уже в девятый раз с момента учреждения. В Российской национальной библиотеке собрались почитатели богатых традиций русской словесности, поэты, журналисты… Встречая новый день советского индустриального благополучия, поднимая своим словом «на встречу дня» и агитируя за лучшее, что есть в стране, Борис Корнилов, сам того не зная, переступил трагическую черту невозвращения. «Все вокруг хорошие, один я плохой» — так, поесенински отстранённо, заявляет он позже, чувствуя, что ничего нельзя изменить. Арест, быстрый приговор, расстрел, забвение — через всё это предстояло пройти поэту, почувствовавшему сильную тягу к русскому слову, приехавшему знакомиться с Есениным и… не заставшему его в живых. История русской литературы состоит из трагических парадоксов.
Появление фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар» пришлось на особое время. Как раз сегодня мы являемся свидетелями того, как возвращение Крыма и процессы суверенизации в Новороссии взбесили ту часть нашей творческой интеллигенции, которая по каким-то необъяснимым причинам называет себя «либеральной». Эпизоотия клинического бешенства среди «либералов» не случайна. Начавшиеся объединительные процессы в обществе имеют родовой признак – как и 400 лет назад, они концентрируются вокруг идеи сбережения русской земли, которая реализуется национальным лидером.
Сотрудники музея-усадьбы Рериха в Изваре шутят, что у них в третий раз появился Иоанн Кронштадтский. Два первых посещения произошли ещё при жизни «всероссийского батюшки», а третье – 25 октября 2014 года, когда открылась в музее-усадьбе выставка картин священника церкви Воскресения Христова из села Яблоницы Иоанна Рейпольского.
Подняв перед алтарем руки, возносит святой праведный Иоанн Кронштадтский свою молитву, и ей внимают не только посетители выставки, но и герои картин Рейпольского — так молитвенно сосредоточены и светлы их лики.
Ну вот, скажут, опять мюзикл. Да ведь эти мюзиклы растут в столице как грибы после дождя. И даже без дождя, в самое пекло растут… И далеко не всегда любителям жанра предлагают добротные образцы. Увы… Слово «мюзикл» просто уже стало «зазывным». И потому доверчивый зритель знакомится с этим жанром по спектаклям среднего — если не сказать низкого — качества, многие из которых выросли из беспомощного подражания западным, американским образцам, например «Чикаго». Надо признаться, что и в «Московской оперетте» было немало мюзиклов далеко не самого лучшего вкуса и музыкальной драматургии, хотя артисты в них выкладывались, как говорится, по полной. Почему я сейчас об этом говорю с нескрываемой досадой? Потому что хочу перейти к недавней премьере театра, с которой, посмотрев её в первый раз, ушла абсолютно убежденной, что наша с ней встреча не последняя. Я говорю о «Джейн Эйр», сюжетной основой которой стала вот уже очень долгие годы популярная и во многом автобиографичная история. Изначально хорошая литература — роман английской писательницы Шарлотты Бронте.
18 октября коллеги и зрители шумно, обилием цветов и громом аплодисментов чествовали народного артиста России Бориса Владимировича Клюева, которому в этом году исполнилось 70 лет. Признанный мастер сцены и экрана, 45 лет отдавший Малому театру, играл в этот октябрьский вечер Арбенина в лермонтовском «Маскараде» — сложнейшую роль в сложнейшей пьесе мирового театрального репертуара. Роль Арбенина требует полной отдачи от исполнителя — всего его опыта, умений, страсти и таланта. Всё это с блеском продемонстрировал Борис Клюев, для которого новая роль стала очередной вершиной в его сценической карьере. Артиста поздравили коллеги по сцене, ветераны Малого, а также многочисленные гости. «Борис Владимирович — талантливый, ведущий артист Малого театра, работающий на нашей сцене с 1969 года, — сказал художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин. — Человек потрясающей работоспособности, он за годы служения в театре сыграл десятки ролей, многие из которых завоевали прочную любовь зрителей. Знаю, что Бориса Клюева не раз приглашали в другие театры, но он хранил верность своей alma mater. Сердечно поздравляем с юбилеем, желаем творческого долголетия и, конечно, новых интересных работ, памятуя о том, что на нашей сцене артисты трудились и до ста лет».