«Особый взгляд» в «Геликон-опере»

Закрытие 27-го сезона в театре «Геликон-опера» ознаменовалось сразу двумя важными событиями: премьерой и новым социальным проектом для зрителей.
Со дня основания «Геликона» его возглавляет Дмитрий Бертман, который и поставил самую загадочную оперу Дж. Верди «Трубадур». «Сегодня в нашем театре целая коллекция артистов, которые могут создать спектакль любой сложности, — говорит народный артист РФ Бертман. — Рассказывать эту историю очень сложно, потому что в либретто нарушены все причинно-следственные связи». Музыкальным руководителем постановки стал испанский маэстро Оливер Диаз — главный дирижер Мадридского театра де ла Сарсуэлла и Барбьери-оркестра, специально приехавший в Россию, чтобы принять участие в геликоновской версии легендарной оперы.

Вместе они попытались рассказать зрителям трагический сюжет. По насыщенности эмоциями и драматизмом этой опере нет равных. Именно поэтому «Трубадур» с самого своего создания входит в сокровищницу мировой культуры. Но в этот раз в «Геликоне» опера зазвучала по-новому. Создатели максимально приблизили ее к современной жизни.
В основе либретто — братоубийственная распря. Два брата, не подозревающие о своем родстве, любят одну и ту же женщину… И в итоге один из них погибает.
35 лет назад, ещё будучи подростком, Дмитрий Бертман мечтал, что когда-нибудь близко подойдет к этому великому произведению. И вот время настало. Но современный мир, трагические события в Сирии внесли свои коррективы.
В интерьере сцены — разрушенная арка в Пальмире. Языки пламени, раскаленный металл, действующие лица в костюмах милитари. Человеческая война, не оставляющая ничего живого…
Хотя нет. В фойе театра открыли фотоэкспозицию «Война и —мiръ!», которая приурочена к последней премьере сезона. Сквозная тема выставки — судьба Алеппо, одного из древних городов мира, и его жителей. Это работы фотокорреспондентов МИА «Россия сегодня». Среди трагических последствий военного конфликта, вносящего хаос и разруху в жизнь простых людей, бросается в глаза один снимок. На фоне разрушенных зданий, на пыльной безлюдной дороге сидит одинокий кот — последний оплот жизни. Этот сюжет безумно трогает. Ещё и потому, что Дмитрий Бертман с огромной нежностью рассказывает о нынешнем талисмане театра — ангеле-хранителе — черно-белой кошке с оперным именем Зиглинда. Значит, не всё потеряно. Жизнь продолжается, несмотря на то что современные войны, бессмысленные и беспощадные, мало отличаются от событий романтической оперы Верди. Словом, спектакль получился на все времена.
Один из главных действующих лиц оперы — Граф ди Луна, брат трубадура — предстаёт в одеянии арабского шейха. Многие меломаны считают оперу «Трубадур» образцом сценарного абсурда. Действующие лица представляют разные конфессии — мусульмане, христиане. Исполнители — самого высокого класса. Особенно привлекательны в роли Трубадура Манрико Иван Гынгазов из Новосибирска, работающий в театре недавно, впервые исполнившая сложную партию герцогини Леоноры заслуженная артистка России Алиса Гицба и заслуженная артистка России Ксения Вязникова — в роли цыганки Азучены… Потрясающий оркестр. По мнению известного дирижера Владимира Федосеева, присутствовавшего на премьере, музыканты «играют замечательно чисто, по-оперному».
Машинерия в театре — на высшем уровне. Со дня открытия нового здания театра она потрясает как зрителей, так и самих актёров. Непревзойденная работа талантливых художников Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного. Работа певцов, музыкантов, художников, инженеров вместе с потрясающей музыкой несет одну-единственную мысль: «Не должно быть никаких войн. Война — это противоестественно».
В премьерной серии спектаклей «Трубадур» впервые в рамках нового проекта, организованного совместно с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт», в стенах театра «Геликон-опера» стартует программа поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд». Со следующего театрального сезона практически все спектакли «Геликона» будут сопровождаться тифлокомментированием. Воспользовавшись наушниками, слабовидящие зрители будут слышать комментарии специалистов, помогающие им понять то, что происходит на сцене, —
от действий артистов до перемен декораций.
В 2016–2017 годах в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» было представлено пять премьер. Сколько будет в новом сезоне — покажет время.
 
Лилия КОВАЛЁВА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.