Космическая премьера. Фильм об Алексее Леонове,первым шагнувшем в открытый космос

Когда-то в советской стране целые учреждения выстраивались в очередь, чтобы встретиться с Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, замечательным человеком-легендой, удивительным русским смельчаком, первым в истории человечества вышедшим в открытый космос. Потом в перестроечные времена страна превратилась чуть ли не в коллективный театр абсурда, поливала грязью своих национальных героев и согласно кивала головами: да, космос это безумная расточительность, миллиарды денег, пущенных по ветру…
Но в мире по-прежнему чествуют Алексея Леонова и ставят в один ряд с первыми героями. Наконец-то к нам пришло осознание и признание масштаба наших советских достижений. «Сталинский сокол» генерал Николай Каманин в отряд космонавтов отбирал из десятков лучших из лучших — лётчиков уникальных. Генеральный конструктор Сергей Королёв не просто так сфотографировался именно с Юрием Гагариным и Алексеем Леоновым, осуществившими его два лучших исторических достижения. Наконец-то к нам пришло понимание того, что благодаря той когорте космонавтов и учёных мы и сейчас находимся среди первейших  стран мира. Если «сталинских соколов» обучали водить любой вид транспорта, то и космонавтов старались воспитывать разносторонне развитыми людьми. Алексей Леонов прославился своими творческими работами как художник, фотограф, кинодокументалист…

В канун Дня космонавтики вновь настали счастливые часы для всенародно любимого героя, кряжистого, как дуб, в свои 80 с лишним лет. Третьяковская галерея приняла в свою коллекцию картины дважды Героя Советского Союза (почему не раньше?)... Он издал книгу «Время первых судьба моя — я сам», о нём снят фильм «Время первых».
— Что значит для вас фильм «Время первых»?
— В фильме о реальных событиях, где я был главным консультантом, наконец-то можно рассказать всё про наш с Павлом Беляевым полёт, потому что прошло уже 50 лет... Накануне полёта,  во время которого я должен был выйти в открытый космос, прекрасно понимал, на что иду. Я сравнивал свои ощущения во время выхода в космос с очень похожим описанием Константина Циолковского в научно-фантастической повести «Вне Земли». Скафандр раздулся. И я самостоятельно принял решение сбросить давление в скафандре, чтобы он сдулся, и это дало мне возможность войти в корабль. Если бы я советовался с Землей, то пока бы собиралась комиссия, совещалась, потеряли бы время — и я бы просто умер… Не было на это времени. Наша  совместимость с Пашей Беляевым была идеальной. Мы на тренировках отрабатывали ситуацию, как если бы я потерял сознание, и меня втаскивает внутрь Павел Беляев. У нас это получалось, и я был в нём полностью уверен... Он говорил, что без меня один на Землю не вернулся бы. Нас вывели в космос так высоко, что эта высота до сих пор остаётся рекордом. И перед посадкой на Землю отказала автоматическая система ориентации, и Павел Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. И как мы проскочили эту смертельную ситуацию? В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в глухой пермской тайге. Хоть и говорили, что мы отдыхали на обкомовской даче. Но её-то и в помине не было. Почему не рассказали об этом? Потому что советская техника не могла ломаться…
Фильм, в конце концов, о том, как надо работать, хотя на самом деле было ещё хуже. Понравились эффекты продюсера Тимура Бекмамбетова, создавшего реальную невесомость… В Англию хотят взять этот блокбастер. Вообще-то в кино я не новичок — нас, космонавтов, ещё с 60-х годов обучают обращаться с камерой. Я снимал всё время в «Союз — Аполлоне» своего товарища Валерия Кубасова… А сейчас камера у каждого просто на лбу.
— Вы были вместе с Юрием Гагариным в отряде до самого его конца …
— В Сокольниках при отборе в отряд мы жили вместе с Юрием Гагариным в одной комнате. На всю жизнь остался в памяти его первый взгляд сверкающих зелёно-голубых глаз. Константин Циолковский описывал будущего первого космонавта: «Он русский, гражданин Советского Союза, по профессии, скорее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая духовного безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола». Юрию в тот момент не было и года. Вот что значит предвидение гения.
Родители у нас с ним были рабочие-крестьяне. Выбивались в жизни сами. Я, находясь на Камчатке, был во время его космического полёта с ним на связи. Он меня узнал по голосу и передал привет блондину, как меня называли товарищи. В тот солнечный день от радости сердце сжимало, как писал поэт. А ведь было заготовлено в ТАСС два заявления: на случай удачного приземления и на трагический случай. Сейчас я провожу ежегодные «Гагаринские чтения» на его родине.
— Первый конфликт в отряде космонавтов был по вине  Григория Нелюбова?
— Он тоже вдруг стал претендовать на полёт раньше Андрияна Николаева и Павла Поповича. Позднее, когда я стал начальником первого отдела, мне попалось заявление Нелюбова: «… Я согласен сотрудничать — заниматься информативной деятельностью»  (прямая цитата из книги). Потому его и не отчисляли, хотя он 3 раза терял сознание на центрифуге. Что было крайне удивительно при высочайших требованиях к состоянию здоровья. В отряд не брали даже с несколькими пломбами в зубах. Но, в конце концов, сами же космонавты проголосовали за его отчисление из-за пьяного конфликта. И уже во время дальнейшей службы на Дальнем Востоке вновь подвыпившего Григория Нелюбова сбил товарный поезд. Так человек, имевший шансы стать одним из первых космонавтов, погиб бесславно из-за вспыльчивого характера.
— Какое место в вашей жизни занимает спорт?
— Космонавты любили играть в хоккей, и не с кем иным, как с Валерием Харламовым. Он и научил бросать шайбу так мощно, что удар Бориса Волынова раздробил мне коленную чашечку. И тогда хоккейную команду закрыли. Ведь космонавты — люди государственные и не имеют права срывать запуски ракет. Через 20 лет операцию на том колене сделает хирург-ортопед Андрей Королёв — внук Сергея Королёва. 15 лет я был председателем Всесоюзного совета системы ГТО (Готов к труду и обороне). Миллионы (целые армии) учились бегать, прыгать, бросать гранаты… Вообще было принято — космонавты возглавляли различные спортивные федерации.   
— Вы вновь будете участвовать в международном просветительском астрофизическом фестивале «Starmus» (вдохновение) в Норвегии?
— Ещё в 1962-м мы обнаружили при изучении звуковых волн, что  каждая звезда имеет свою звуковую характеристику, по-своему «поёт» в разной тональности, в разном диапазоне. Это очень интересный новый предмет изучения астрофизики, отражённый в современной музыке на нашем фестивале, у истоков которого я стоял.
— На «Starmus»  были для вас приятные встречи?
— Нейла Амстронга, первым ступившего на Луну, человека  удивительной скромности,  мы поздравили с днём рождения в форме розыгрыша, чтобы он не знал, что я тоже там. Я незаметно подошёл к нему с подносом с водкой и двенадцатью рюмками. Вообще, Советский Союз шёл впереди США, и мы были  близки к тому, чтобы первыми высадиться на Луне. Я и Валерий Быковский уже прошли подготовку. Наши 6 беспилотных кораблей уже облетели Луну. Но не было на свете Сергея Королёва, готового взять на себя ответственность. Тогдашняя  администрация «вибрировала»…
Каждый раз, когда мы встречаемся на очередном фестивале, есть новости, новая информация. У нас — успешно приземлился очередной экипаж, за который всегда дрожим.
— Бываете ли вы на других просветительских проектах?
— В образовательном центре «Сириус» в Сочи на полном содержании обучаются ребята наукам и искусствам, как раньше в пионерлагере «Орлёнок». Правда, в основном девочки 13—14 лет. Только двух мальчиков нашёл. У них замечательные прозрачные акварели школы Сергея Андрияки. У меня самого были хуже, когда поступал в Латвийскую академию художеств в Риге. Эти 760 человек — новые люди. Но, к сожалению, 760 – это мало. Когда в 2015 году праздновали 40-летие полёта «Союз — Аполлон», на выставке вывесили 3 портрета основателей освоения космоса: Константина Циолковского, Сергея Королёва и Вернера Брауна. Журналистке из «Russia Today», такой красивой полуяпоночке, я предложил начать передачу с этих портретов. В ответ слышу: «А кто это?». Как по голове дала…
— В каком состоянии современная космонавтика после всех реформ?
— В 1991 году за пять  лет до окончания моего срока службы меня отправили на пенсию из-за того, что я баллотировался в депутаты  с программой, которая предлагала создание Коммунистической партии России, Академии наук России, Академии художеств России, доступного жилья вокруг Москвы. Но пострадал не только я один.
Военно-воздушную инженерную академию имени Николая Жуковского после её объединения с Военно-воздушной академией имени Юрия Гагарина перевели в Воронеж. Существует «письмо Алексея Кудрина, где он писал о том, что помещение, которое занимала академия  Жуковского, надо передать Министерству финансов для основания  там казначейской службы. …Выходит это был сговор с целью забрать здание академии для Минфина…». «…Большинство преподавателей переезжать в Воронеж отказались, было уволено более полутора тысяч человек» (прямые цитаты из книги)... Центр подготовки космонавтов сделали гражданским учреждением, там практически не осталось уникальных тренажеров. Несколько лет назад забрали у центра подготовки космонавтов самолёт-лабораторию, дублирующую оборудование космической станции. Тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков летал на нём в Сочи… Ныне лётчиков среди тех, кто пытается стать космонавтов, мало, зато есть психологи. Были даже бомжи…
А космонавты могут, например, узнать о масштабах залегания нефти, узнать о косяках рыбы. Решить массу других задач. Зачем же было разрушать систему подготовки?!!…
«Оптимизация» коснулась также авиации: «…Два высших училища, которые готовили лётчиков транспортной авиации, расформировали. При этом теперь говорят о недостатке лётчиков в авиации и требуют разрешить гастарбайтерам работать пилотами. Да у нас одному «Аэрофлоту» ежегодно требуется 200—250 пилотов. И что мы, словно в каком-нибудь африканском государстве, должны нанимать их в других странах?» (прямая цитата из книги).
— Вы прожили двойную жизнь. Одна её половина принадлежит небу, космосу, вторая — живописи.
— В детстве целый месяц голодал, чтобы получить первые драгоценные  акварельные краски. Краски, карандаш, альбом сопровождали меня всю жизнь. С ним в полёте ощущал себя почти космическим Микеланджело. Всего я написал около 200 картин. Картины, запечатлевшие космос, приняты в Третьяковскую галерею, есть они также в Дрезденской  галерее, в государственных галереях Казахстана, Киргизии, Узбекистана, частных коллекциях… Сейчас в работе «Беловежская пуща» «… хочу изобразить то, что произошло в 1991 году. У меня …глухой лес, подгрызенный стог сена заваливается  набок и 3 зубра. Эти зубры соответствуют трём людям. Я уже много лет пишу картину. Хочется, чтобы она была настораживающей, хоть и не страшной. И чтобы зубры походили один на Кравчука, другой — на Ельцина, а третий — на белорусского лидера» (прямая цитата из книги).
Эти удивительные люди «орёлики» (как их называл Сергей Королёв) космонавты-генералы Алексей Леонов, Валентина Терешкова до сих пор на правом фланге борьбы за наше общее будущее.
И в заключение хочется сказать от имени всех читателей «Слова»: «Дорогой Алексей Архипович, живите долго-долго, если нужно — пусть вам поставят семь новых сердец!!! Вашими устами говорит само время, сама русская слава».

Беседовала Елена МАСЛОВА.
Статья подготовлена и опубликована с использованием средств Фонда содействия развитию гражданского общества и политической системы государства «Народ и политика».

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.