«Над управой городскою кто-то поднял красный флаг»

В преддверии 70-летия со дня выхода в свет романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе показывает одноимённую тематическую выставку, которая продлится до 3 октября.
Ввеличественном музейном мраморе молодогвардейцам отвели фойе на 3-м этаже. Мороз по коже, когда вглядываешься в их портреты — наверное, так выглядят святые. Непрерывно идёт документальный фильм «По следам «Молодой гвардии» с жуткими кадрами, как тела ребят-мучеников извлекают из подземного шурфа. В шахте № 5 были обнаружены 49 расстрелянных комсомольцев и 22 коммуниста. Всех пытали с одинаковой жестокостью и казнили в феврале 43-го.
Что погубило краснодонцев? Плохая конспирация или предатель, которым называли сначала одного, потом другого? Рассекречивать документы о молодогвардейцах начали в 80-х, и правды, по словам сотрудников музея, становится больше. Но не меньше и вопросов, остающихся без ответа.



На хуторе Сорокин


Эти места богаты каменным углём. Добывался он кустарным способом. Сорокинская копь дала жизнь руднику, из которого вырос Краснодон. Летом 1942 -го сюда вошли немцы. В сентябре организация уже сформирована. Штабом руководил красноармеец Иван Туркенич. Начальник штаба Иван Земнухов, Любовь Шевцова — радистка, окончила разведшколу НКВД. Сергей Тюленин осуществлял дерзкие вылазки и захваты. Олег Кошевой, которого считали комиссаром, отвечал за безопасность.
В действительности комиссаром был Виктор Третьякевич. Его хромовые сапоги (из школьного музея «Молодая гвардия» в Щёлково) выставлены на экспозиции. Долгие годы он числился главным предателем, который, якобы, не выдержав побоев, погубил организацию. Только в 60-х, когда подняли дело следователя — полицая Кулешова, выяснилось, что Третьякевича оболгали, чтобы сломить остальных. Картина обвинений поменялась. Зам. начальника краснодонской полиции Подтынный (долго скрывавшийся, но в конце концов пойманный) назвал других предателей, в частности Геннадия Почепцова — приёмного сына директора шахты № 1 Громова. Когда его обвиняли, приговорили к расстрелу, он катался по полу, кричал, молил о пощаде. Непонятно, откуда у 15-летнего подростка полный список организации, если молодогвардейцы действовали пятёрками, причём одна пятёрка не знала другую?
Свидетельства перепутаны лжесвидетельствами. Как велись допросы, не известно. Видеокамер не было, а бумага всё выдержит. Не исключено, что никто из попавших в застенки молодогвардейцев вовсе не выдавал остальных. Такие слухи могли пустить гестаповцы или полицаи, выследившие ребят. Даже краснодонские историки расходятся во мнениях. Кто-то говорит, что в организации было 70 членов, другие утверждают, что больше ста человек. «Единой точки зрения на то, что случилось в Краснодоне, нет, — говорит куратор выставки Ольга Мещерякова. — На мой взгляд, ребята все были героями. Верили в идеалы, мечтали... Но пришла война, и они встали на борьбу с врагом». Она работала над выставкой около 8 месяцев. Не все документы доступны. Нашла материалы по крымским комсомольцам, которые после газетных публикаций в 1943-м о подвиге краснодонцев создали свою «Молодую гвардию» в селе Марфовка под Керчью. Их тоже раскрыли и уничтожили.
«Подпольное молодёжное движение в годы войны было массовым: около 100 мобильных групп действовало в Крыму, свыше 400 организаций — в Белоруссии, Людиновское подполье — в Калуге, в псковском Острове, в Клетне Брянской области. «Новой тогда государственной системе едва исполнилось двадцать, но она сумела взрастить людей высокой нравственности, не щадящих себя ради Отечества, — говорит зам. директора музея Виктор Скрябин. — При сегодняшнем сдержанном отношении к патриотизму и воспитанию любви к Родине привлечь внимание к этой теме и показать, как это было, очень не помешает».


«Москва взята...»

Диковинные по нынешним меркам цитаты из школьных сочинений молодогвардейцев: «Люблю ли я свою Родину? Готов ли я защищать её до последней капли крови? Да. И когда нужно будет принести себя в жертву Родине, я не задумываясь отдам свою жизнь». Ульяна Громова пишет в дневнике: «Взгляды, новые идеи, знание жизни — вот что дают книги». Любимой книгой молодогвардейцев была забытая теперь «Как закалялась сталь» Николая Островского.
Помимо саботажа и терактов молодогвардейцы противостояли геббельсовской пропаганде. Немцы сообщают, что взяли Сталинград, что уже за Волгой и идут на Москву. А тут листовки: фашистское наступление захлебнулось, Паулюс в кольце. В 25-летнюю годовщину Октябрьской революции 7 ноября в восьми самых высоких точках города затрепетали красные флаги. Один был заминирован, и полицаям, чтобы его снять, пришлось везти сапёров из Ворошиловграда. Это поднимало дух земляков и вызывало ярость фрицев.
Пережившая оккупацию на Кубани Нонна Мордюкова (экранная Ульяна Громова) вспоминала, как её ровесники — отчаянные парни и девчата прятали от угона в Германию скот, распространяли листовки: «Людям как кислород нужны были вести с фронта. Помню, фашисты в своей газетёнке «Свободная Кубань» печатают: «Москва взята», «Ленинград в окружении», «добиваются последние кучки партизан» — всё делалось для того, чтобы у людей исчезла вера, опустились руки. А мы, молодые, были одержимые, ничего не боялись, встречались с партизанами, доставляли правдивую информацию...»


Заветные страницы

Кто сейчас помнит Юрия Любимова в роли Олега Кошевого? Фото из фондов бахрушинского музея охлопковского спектакля 47-го года весьма впечатляющи. Пожелтевшие страницы тогдашних газет. Инна Макарова рассказывала, как они приходили посмотреть её Любку (на малой сцене Театра-студии киноактёра «Молодую гвардию» поставил Сергей Герасимов), и Бабанова не могла поверить, что это её первая роль. Когда она запевала «Дивлюсь я на небо...» и за ней песню подхватывала вся тюрьма, мужская и женская камеры — зал неизменно начинал плакать. Звон по Москве от того, как  волнительно они играли, шёл колоссальный. На предпремьерном показе были Фадеев с Катаевым, и Фадеев тоже не сдержал слёз. Когда он писал роман, то давал читать отдельные главы студентам ВГИКа, по которым те денно и нощно готовились к дипломному спектаклю. Оттуда актёры перетекли в герасимовский фильм, ставший практически для всех звёздным. Сыграть такие героические характеры было для них счастьем. Уникальные кадры съёмочного процесса: гримёрная на открытом воздухе, юная Нонна Мордюкова, Владимир Иванов, Сергей Гурзо, трофейная немецкая камера. Елена Николаевна Кошевая с Тамарой Макаровой, которая её играла. Молодой Герасимов, Фадеев и Дмитрий Шостакович — автор музыки к фильму. Сергей Бондарчук старше других, ему 27, и он боялся, что роли не достанется, а позже называл участие в фильме заветными страницами своей биографии.


Почти забытый вкус

Фадеев прославил молодогвардейцев на весь мир. Тиражи романа, переведённого на множество (вплоть до персидского и урду) языков, зашкаливали. Революционеры разных континентов зачитывались и восхищались советскими героями, Че Гевара взял книжку с собой в Боливию.
Как скромно и интеллигентно издавались в то время книги. На стенде первое издание 1946 года, переработанное 47-го, дополненное руководящей ролью КПСС. Дальше будут выпускать только его, подвергая новой редактуре и цензуре. Хотя, по мнению известного литературоведа, фронтовика Андрея Туркова, первый вариант был значительно лучше второго. Это была заказная книга, Фадеев писал по поручению всесоюзного старосты Калинина . Но он был очень взволнован краснодонской историей. Эта тема совпала с его собственными планами и представлениями о молодёжи. Он тщательно ею занимался, поехал в Краснодон. Поселился в доме мамы Олега Кошевого. «Нельзя сказать, что ему повезло. Сведения, поступавшие к нему, были односторонними и не всегда верными. Тем не менее главное он выполнил: показал молодёжь, взвалившую на свои плечи тяжелейшее бремя в тяжелейший период войны, — говорит Андрей Михайлович. — О поражениях 41-го и 42-го в ту пору, да и позже писалось мало и неохотно. И вдруг на фоне разгромов частей, охранявших Краснодон, паники и бегства людей оттуда, нашлись мальчики и девочки, которые вели борьбу с врагом».
Это вдохновило Фадеева. Он был художником трагических сюжетов. Начал страшной повестью «Разгром» о партизанском отряде, за которым, несмотря на трагический финал, была правда. Долго, мучительно писал о Гражданской войне на Дальнем Востоке («Последний из удэге»), так и не закончил, но там есть ключевое место, когда один из героев восклицает, что они, возможно, потерпят поражение и их наверняка забудут, но пусть запомнят «вкус советской власти». Этот вкус советской власти в память о том, что успели сделать, для Фадеева чрезвычайно важен. В сюжете о «Молодой гвардии» он почувствовал его отголосок.
«Можно спорить об успехах и недостатках этого романа, но там есть поразительно трогательные вещи, — говорит Андрей Турков. — К примеру, эпизод, когда Ваня Земнухов с другом в колонне беженцев ведут разговор, который поднимает настроение идущему рядом в подавленном состоянии майору. Они своей романтикой, верностью делу, которое хотят защищать, вдохновляют его. Образ этих романтических юношей очень близок Фадееву».
Книга получила большой общественный резонанс. Но нежелание знать правду о 41—42-м годах взяло верх. Её прочитал Сталин, и то, что молодогвардейцы были абсолютно самостоятельны, не понравилось, как и трагичнейший кусок романа об уходе армии и местных жителей из Краснодона, что как раз молодогвардейцы не приветствовали. Там есть сцена, где Любка Шевцова стыдит тех, кто покидает город в беде.
Пошла волна, что Фадеев не увидел и недооценил партийное руководство «Молодой гвардии», и под этой жёсткой критикой он вынужден был с учётом указаний исправлять написанное.
Роман в новом издании объявили большим творческим достижением. На самом деле, по словам Андрея Туркова, это было насилие над его действительным замыслом. Что Фадеев переживал и горько усмехался: «Переделываю молодую гвардию на старую...». Не раз пояснял, что образ предателя в романе собирательный, но то, что настоящие фамилии соседствуют с вымышленными, давало повод домыслам и претензиям и со стороны родственников молодогвардейцев...
Почему-то в мирной жизни те, кто остался в живых, друг с другом не общались... Их было семеро: Валя Борц, Ольга и Нина Иванцовы, Георгий Арутюнянц, Михаил Шищенко, Радик Юркин, Василий Левашов. Об их судьбе в письме (1955 г.) мартеновцам металлургического завода «Ленин» Фадеев сообщал, что Валя Борц окончила институт иностранных языков и преподаёт в вузе, Нина Иванцова на партийной работе, Оля Иванцова — учительница, Радик Юркин — военный лётчик, Жора Арутюнянц окончил Военно-артиллерийское училище.
В сентябре в музее будет «круглый стол» с участием помогавших устроить экспозицию коллег из Краснодона, Луганска и Урок мужества с показом герасимовского фильма. «В круговороте войны подвиг молодогвардейцев, безусловно, привлёк внимание, но его масштаб и величие можно понять лишь сейчас, — говорит Виктор Скрябин. — Задача деморализовать Россию поставлена вновь. И пример «Молодой гвардии» становится своеобразным символом, знаменем. Это, казалось бы, далёкое прошлое на самом деле очень близко».


Татьяна ТОПАЗОВА.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.