В преддверии 70-летия со дня выхода в свет романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе показывает одноимённую тематическую выставку, которая продлится до 3 октября.
Ввеличественном музейном мраморе молодогвардейцам отвели фойе на 3-м этаже. Мороз по коже, когда вглядываешься в их портреты — наверное, так выглядят святые. Непрерывно идёт документальный фильм «По следам «Молодой гвардии» с жуткими кадрами, как тела ребят-мучеников извлекают из подземного шурфа. В шахте № 5 были обнаружены 49 расстрелянных комсомольцев и 22 коммуниста. Всех пытали с одинаковой жестокостью и казнили в феврале 43-го.
Что погубило краснодонцев? Плохая конспирация или предатель, которым называли сначала одного, потом другого? Рассекречивать документы о молодогвардейцах начали в 80-х, и правды, по словам сотрудников музея, становится больше. Но не меньше и вопросов, остающихся без ответа.
На хуторе Сорокин
Эти места богаты каменным углём. Добывался он кустарным способом. Сорокинская копь дала жизнь руднику, из которого вырос Краснодон. Летом 1942 -го сюда вошли немцы. В сентябре организация уже сформирована. Штабом руководил красноармеец Иван Туркенич. Начальник штаба Иван Земнухов, Любовь Шевцова — радистка, окончила разведшколу НКВД. Сергей Тюленин осуществлял дерзкие вылазки и захваты. Олег Кошевой, которого считали комиссаром, отвечал за безопасность.
В действительности комиссаром был Виктор Третьякевич. Его хромовые сапоги (из школьного музея «Молодая гвардия» в Щёлково) выставлены на экспозиции. Долгие годы он числился главным предателем, который, якобы, не выдержав побоев, погубил организацию. Только в 60-х, когда подняли дело следователя — полицая Кулешова, выяснилось, что Третьякевича оболгали, чтобы сломить остальных. Картина обвинений поменялась. Зам. начальника краснодонской полиции Подтынный (долго скрывавшийся, но в конце концов пойманный) назвал других предателей, в частности Геннадия Почепцова — приёмного сына директора шахты № 1 Громова. Когда его обвиняли, приговорили к расстрелу, он катался по полу, кричал, молил о пощаде. Непонятно, откуда у 15-летнего подростка полный список организации, если молодогвардейцы действовали пятёрками, причём одна пятёрка не знала другую?
Свидетельства перепутаны лжесвидетельствами. Как велись допросы, не известно. Видеокамер не было, а бумага всё выдержит. Не исключено, что никто из попавших в застенки молодогвардейцев вовсе не выдавал остальных. Такие слухи могли пустить гестаповцы или полицаи, выследившие ребят. Даже краснодонские историки расходятся во мнениях. Кто-то говорит, что в организации было 70 членов, другие утверждают, что больше ста человек. «Единой точки зрения на то, что случилось в Краснодоне, нет, — говорит куратор выставки Ольга Мещерякова. — На мой взгляд, ребята все были героями. Верили в идеалы, мечтали... Но пришла война, и они встали на борьбу с врагом». Она работала над выставкой около 8 месяцев. Не все документы доступны. Нашла материалы по крымским комсомольцам, которые после газетных публикаций в 1943-м о подвиге краснодонцев создали свою «Молодую гвардию» в селе Марфовка под Керчью. Их тоже раскрыли и уничтожили.
«Подпольное молодёжное движение в годы войны было массовым: около 100 мобильных групп действовало в Крыму, свыше 400 организаций — в Белоруссии, Людиновское подполье — в Калуге, в псковском Острове, в Клетне Брянской области. «Новой тогда государственной системе едва исполнилось двадцать, но она сумела взрастить людей высокой нравственности, не щадящих себя ради Отечества, — говорит зам. директора музея Виктор Скрябин. — При сегодняшнем сдержанном отношении к патриотизму и воспитанию любви к Родине привлечь внимание к этой теме и показать, как это было, очень не помешает».
«Москва взята...»
Диковинные по нынешним меркам цитаты из школьных сочинений молодогвардейцев: «Люблю ли я свою Родину? Готов ли я защищать её до последней капли крови? Да. И когда нужно будет принести себя в жертву Родине, я не задумываясь отдам свою жизнь». Ульяна Громова пишет в дневнике: «Взгляды, новые идеи, знание жизни — вот что дают книги». Любимой книгой молодогвардейцев была забытая теперь «Как закалялась сталь» Николая Островского.
Помимо саботажа и терактов молодогвардейцы противостояли геббельсовской пропаганде. Немцы сообщают, что взяли Сталинград, что уже за Волгой и идут на Москву. А тут листовки: фашистское наступление захлебнулось, Паулюс в кольце. В 25-летнюю годовщину Октябрьской революции 7 ноября в восьми самых высоких точках города затрепетали красные флаги. Один был заминирован, и полицаям, чтобы его снять, пришлось везти сапёров из Ворошиловграда. Это поднимало дух земляков и вызывало ярость фрицев.
Пережившая оккупацию на Кубани Нонна Мордюкова (экранная Ульяна Громова) вспоминала, как её ровесники — отчаянные парни и девчата прятали от угона в Германию скот, распространяли листовки: «Людям как кислород нужны были вести с фронта. Помню, фашисты в своей газетёнке «Свободная Кубань» печатают: «Москва взята», «Ленинград в окружении», «добиваются последние кучки партизан» — всё делалось для того, чтобы у людей исчезла вера, опустились руки. А мы, молодые, были одержимые, ничего не боялись, встречались с партизанами, доставляли правдивую информацию...»
Заветные страницы
Кто сейчас помнит Юрия Любимова в роли Олега Кошевого? Фото из фондов бахрушинского музея охлопковского спектакля 47-го года весьма впечатляющи. Пожелтевшие страницы тогдашних газет. Инна Макарова рассказывала, как они приходили посмотреть её Любку (на малой сцене Театра-студии киноактёра «Молодую гвардию» поставил Сергей Герасимов), и Бабанова не могла поверить, что это её первая роль. Когда она запевала «Дивлюсь я на небо...» и за ней песню подхватывала вся тюрьма, мужская и женская камеры — зал неизменно начинал плакать. Звон по Москве от того, как волнительно они играли, шёл колоссальный. На предпремьерном показе были Фадеев с Катаевым, и Фадеев тоже не сдержал слёз. Когда он писал роман, то давал читать отдельные главы студентам ВГИКа, по которым те денно и нощно готовились к дипломному спектаклю. Оттуда актёры перетекли в герасимовский фильм, ставший практически для всех звёздным. Сыграть такие героические характеры было для них счастьем. Уникальные кадры съёмочного процесса: гримёрная на открытом воздухе, юная Нонна Мордюкова, Владимир Иванов, Сергей Гурзо, трофейная немецкая камера. Елена Николаевна Кошевая с Тамарой Макаровой, которая её играла. Молодой Герасимов, Фадеев и Дмитрий Шостакович — автор музыки к фильму. Сергей Бондарчук старше других, ему 27, и он боялся, что роли не достанется, а позже называл участие в фильме заветными страницами своей биографии.
Почти забытый вкус
Фадеев прославил молодогвардейцев на весь мир. Тиражи романа, переведённого на множество (вплоть до персидского и урду) языков, зашкаливали. Революционеры разных континентов зачитывались и восхищались советскими героями, Че Гевара взял книжку с собой в Боливию.
Как скромно и интеллигентно издавались в то время книги. На стенде первое издание 1946 года, переработанное 47-го, дополненное руководящей ролью КПСС. Дальше будут выпускать только его, подвергая новой редактуре и цензуре. Хотя, по мнению известного литературоведа, фронтовика Андрея Туркова, первый вариант был значительно лучше второго. Это была заказная книга, Фадеев писал по поручению всесоюзного старосты Калинина . Но он был очень взволнован краснодонской историей. Эта тема совпала с его собственными планами и представлениями о молодёжи. Он тщательно ею занимался, поехал в Краснодон. Поселился в доме мамы Олега Кошевого. «Нельзя сказать, что ему повезло. Сведения, поступавшие к нему, были односторонними и не всегда верными. Тем не менее главное он выполнил: показал молодёжь, взвалившую на свои плечи тяжелейшее бремя в тяжелейший период войны, — говорит Андрей Михайлович. — О поражениях 41-го и 42-го в ту пору, да и позже писалось мало и неохотно. И вдруг на фоне разгромов частей, охранявших Краснодон, паники и бегства людей оттуда, нашлись мальчики и девочки, которые вели борьбу с врагом».
Это вдохновило Фадеева. Он был художником трагических сюжетов. Начал страшной повестью «Разгром» о партизанском отряде, за которым, несмотря на трагический финал, была правда. Долго, мучительно писал о Гражданской войне на Дальнем Востоке («Последний из удэге»), так и не закончил, но там есть ключевое место, когда один из героев восклицает, что они, возможно, потерпят поражение и их наверняка забудут, но пусть запомнят «вкус советской власти». Этот вкус советской власти в память о том, что успели сделать, для Фадеева чрезвычайно важен. В сюжете о «Молодой гвардии» он почувствовал его отголосок.
«Можно спорить об успехах и недостатках этого романа, но там есть поразительно трогательные вещи, — говорит Андрей Турков. — К примеру, эпизод, когда Ваня Земнухов с другом в колонне беженцев ведут разговор, который поднимает настроение идущему рядом в подавленном состоянии майору. Они своей романтикой, верностью делу, которое хотят защищать, вдохновляют его. Образ этих романтических юношей очень близок Фадееву».
Книга получила большой общественный резонанс. Но нежелание знать правду о 41—42-м годах взяло верх. Её прочитал Сталин, и то, что молодогвардейцы были абсолютно самостоятельны, не понравилось, как и трагичнейший кусок романа об уходе армии и местных жителей из Краснодона, что как раз молодогвардейцы не приветствовали. Там есть сцена, где Любка Шевцова стыдит тех, кто покидает город в беде.
Пошла волна, что Фадеев не увидел и недооценил партийное руководство «Молодой гвардии», и под этой жёсткой критикой он вынужден был с учётом указаний исправлять написанное.
Роман в новом издании объявили большим творческим достижением. На самом деле, по словам Андрея Туркова, это было насилие над его действительным замыслом. Что Фадеев переживал и горько усмехался: «Переделываю молодую гвардию на старую...». Не раз пояснял, что образ предателя в романе собирательный, но то, что настоящие фамилии соседствуют с вымышленными, давало повод домыслам и претензиям и со стороны родственников молодогвардейцев...
Почему-то в мирной жизни те, кто остался в живых, друг с другом не общались... Их было семеро: Валя Борц, Ольга и Нина Иванцовы, Георгий Арутюнянц, Михаил Шищенко, Радик Юркин, Василий Левашов. Об их судьбе в письме (1955 г.) мартеновцам металлургического завода «Ленин» Фадеев сообщал, что Валя Борц окончила институт иностранных языков и преподаёт в вузе, Нина Иванцова на партийной работе, Оля Иванцова — учительница, Радик Юркин — военный лётчик, Жора Арутюнянц окончил Военно-артиллерийское училище.
В сентябре в музее будет «круглый стол» с участием помогавших устроить экспозицию коллег из Краснодона, Луганска и Урок мужества с показом герасимовского фильма. «В круговороте войны подвиг молодогвардейцев, безусловно, привлёк внимание, но его масштаб и величие можно понять лишь сейчас, — говорит Виктор Скрябин. — Задача деморализовать Россию поставлена вновь. И пример «Молодой гвардии» становится своеобразным символом, знаменем. Это, казалось бы, далёкое прошлое на самом деле очень близко».
Татьяна ТОПАЗОВА.