Недавно состоявшийся Московский международный кинофестиваль был многогранным и часто спорным. Его подлинным украшением стало явление классика испанского кино Карлоса Сауры, который приехал, чтобы представить свою ретроспективу. По его твёрдому убеждению, только народная культура, через которую происходит самоидентификация нации, помогает скрашивать тяжёлый жизненный путь. Карлос Саура признался, что до сих пор пользуется классическими приёмами, изобретёнными ещё советскими режиссёрами Сергеем Эйзенштейном и Львом Кулешовым.
Уругвайский «дикий ангел» Наталья Орейро тоже нас посетила. От толпы поклонников её охраняли плечистые охранники. Из-за их широких спин красавица прокричала поклонникам по-русски: «Я вас люблю!!!» и сделала селфи на их фоне. Поистине — наша Наташа. Именно с таким названием «Наша Наташа» и был посвящен ей фильм уругвайского режиссёра Мартина Састре.
Вообще очень многие иностранные кинематографисты посчитали своим долгом выучить русские выражения: «да ладно», «поехали», «добрый вечер» и щеголяли ими в выступлениях.
Критики и зрители буквально ломились на фильм Николая Досталя «Монах и бес», в основу которого легла подлинная история монаха Ивана Шапошникова. Ведь русскому человеку без духовного начала никак нельзя. Однако восприятию идеи фильма об изгнании из себя беса, о противостоянии мирским соблазнам мешало то, что главные роли играли сериальные актёры — Тимофей Трибунцев и Борис Каморзин. Да и режиссёрские приёмы были стандартными, заимствованными из тех же сериалов. Поисками духовности занялись и наши казахские друзья в фильме Акана Сатаева «Дорога к матери». Хотелось бы пожелать им более бережного отношения к нашей совместной истории, поскольку некоторые аспекты её нынешнего толкования вызывают отторжение. Почему бы не снять фильм в честь реальных великих героев Великой Отечественной войны с такими же фактурными актёрами, как Алтынай Ногербек и Адил Ахметов?
Министерство культуры в честь Года кино приурочило к Московскому кинофестивалю международную научную конференцию «Кино — театр», посвящённую кинематографичности творчества А.П. Чехова и других деятелей театра. В столичном метро был пущен поезд с фотографиями российских кинозвезд и кадрами из документальных фильмов. Именной состав «Легенды кино» – совместный проект Российского военно-исторического общества, киностудии им. М. Горького и Московского метрополитена.
По итогам работы кинофорума, специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.?Станиславского» получила легендарная Марина Неёлова.
Приз «Серебряного святого Георгия» достался фильму болгарского режиссёра Радослава Спасова «Поющие башмаки», посвященному некой «знаменитой» певице. Это вызвало у многих недоумение, поскольку представленный болгарином в России фильм изображает русских как коллективных злодеев, которые якобы не позволяют несчастной певице петь «свободолюбивый» американский джаз, а принуждают исполнять «тиранские» русские народные песни и любимую Сталиным грузинскую «Сулико»…
Правда, можно утешить себя тем, что здравая логика у жюри всё же восторжествовала: главный приз «Золотого святого Георгия» получил фильм иранского режиссёра Резы Мирками «Дочь» о традиционной семье, сложных психологических отношениях внутри неё.
Елена МАСЛОВА.