Суворов. Альпы. 200 лет спустя

Давно стало популярно реконструировать и заново при этом осмысливать исторические битвы. Такой реконструкцией можно назвать и документальный фильм «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» телеканала «Звезда» при активной поддержке Швейцарии, в частности, в лице начальника военно-исторической архивной службы министерства обороны Юрга Штюсси-Лаутербурга.

Фильм посвящён великому русскому полководцу — фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову, который в 69-летнем возрасте совершил свой легендарный переход через Альпы и одержал блистательную победу над войсками Наполеона в 1799 году. Суворовский поход освободил Швейцарию от французских войск. И поэтому швейцарцы вот уже более 200 лет помнят и чтят героический переход армии Суворова через Швейцарские Альпы. Александру Васильевичу в Швейцарии посвящены целые музеи.
Фильм снят осенью 2015 года. Съёмки проходили в России, Швейцарии, Италии и Германии. Съемочная группа повторила альпийский путь великого полководца, одетая в точную копию военной формы того времени — от нательной рубашки, тугого камзола и чулок до головного убора-гренадёрки и армейских ботинок, подбитых деревянными гвоздями. В этой форме и с оружием той славной эпохи создатели фильма испытали то, что пришлось пережить в Альпах, когда замерзли даже водопады, русским чудо-богатырям.
«Чтобы снять это фильм, мы поехали в Швейцарию со своей пушкой, оружием. Выяснилось, что солдаты под конец похода шли в горы не в обычной, армейской обуви, а в самодельных поршнях из свиной кожи. В них мы прошли суворовский маршрут,  намотав на ноги портянки и сухую траву. Мы специально сделали это, чтобы зритель на уровне тактильных ощущений понял, каково это идти в такой обуви зимой, по колено в снегу, с пушками, воевать и побеждать. Только примерив на себя эпоху, ты понимаешь силу и суть того подвига, который совершили наши предки», — рассказывает автор и ведущий фильма Алексей Егоров.
Образ капитана Московского гренадёрского полка Николая Грязева, который тщательно вел каждый день личный дневник «Мой журнал» и фиксировал в нём все малейшие детали похода, создал известный российский актер Андрей Мерзликин.
«Предложение попробовать себя в качестве рассказчика в фильме интересно, абсолютно ново для меня, трепетно и даже пугающе. Задача этого фильма уникальна. Реставрировать события и проиллюстрировать именно те факты, доказательства которых зафиксированы на бумаге... Пора уже показывать наше героическое прошлое. И память о Суворове просто триумфальна», — говорит Андрей Мерзликин.
Выбор ведущего был не случаен. Андрей Мерзликин уже прославился блестящим исполнением роли Героя Советского Союза пограничника Андрея Кижеватого в фильме «Брестская крепость». Тот фильм потому и производит такое сильное впечатление, что в него включали лишь эпизоды, которые находили подтверждение не менее чем у трёх очевидцев. В нём создатели строго опираются на музейные материалы, хотя и принципиально отказались от показа жестокостей. Ведь фильм предназначен самой широкой аудитории, в том числе детям. По этому же, строго историческому принципу построен и фильм об Александре Суворове.
Для максимально точного отображения внешнего облика Александра Васильевича Суворова была проведена целая научно-исследовательская работа. Руководитель лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН Елизавета Веселовская воссоздала облик полководца по его посмертной маске.
Для нас та далекая победа не утратила значения. Её масштаб даже увеличился. Она помогает укреплять дружеские связи со Швейцарией. Память благодарных швейцарцев о четырёх тысячах погибших и раненых суворовских солдатах, которые помогли им отстоять суверенитет, бесценна. Показывать совместный фильм о науке побеждать планируется прежде всего в учебных заведениях. И первыми в этом списке стоят суворовские училища.

Елена МАСЛОВА.
На снимках: кадр из фильма «Суворов. Альпы. 200 лет спустя», новый портрет А.В. Суворова.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.