Такая красивая встреча

Опера Римского-Корсакова «Садко» в «Геликон-опера»
«…Русская земля богата дорогами, богата удивительными природными кладами. Недаром былинные богатыри не стояли на месте, не останавливались на развилке дорог, а смело шли вперед к новым открытиям. Вот одним из таких странствующих богатырей в сферах творческих хочется представить себе и Римского-Корсакова…»
Сергей Слонимский, композитор
.
Двадцать шестого декабря 1897 года в московской частной опере С.И. Мамонтова с большим успехом состоялась премьера оперы «Садко». С тех пор опера эта живет, радует и волнует сердца, одаривает драгоценною россыпью удивительной красоты мелодий, сюжетом, пришедшим из народных сказаний и былин. Не буду говорить об особенностях этой оперы (говорить можно долго и много — не хватит места!). Хочу, однако, напомнить важную данность именно этой партитуры – ярчайшая музыка поражает бурным круговоротом жизни, природным оптимизмом народного бытия. И именно это (цитирую С. Слонимского) «определяет или даже предопределяет весь дальнейший ход повествования, его сюжет и психологические коллизии… Какой тут простор для фантазии исполнителей – и дирижера, и актеров, и режиссера-постановщика!..»

Итак, перед всем коллективом, создавшим премьеру «Садко», развернулась огромная перспектива творчества, чем они талантливо и воспользовались. А это: режиссер Дмитрий Бертман, дирижер-постановщик Владимир Понькин, дирижер Андрей Шлячков, художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, художник по свету Дамир Исмагилов, художник видеоконтента Владимир Алексеев, хормейстер Евгений Ильин, хореограф Эдвальд Смирнов… Отдельно выделить кого-то непросто. Своеобразным «запевалой» был Дмитрий Бертман, который подчеркнул некоторые оттенки «вагнеризма» оперы… Он отметил, что этот спектакль философский и, кроме всего известного, именно потаенное философское начало «возвращает Садко к самому ценному, что у него есть – семье…».
Именно эта мысль стала ключом нынешней премьеры. Достаточно обратить внимание на то, что жена Садко Любава Буслаевна (Ирина Рейнард) появляется на сцене с тремя малолетними детьми. И после возвращения Садко из двенадцатилетнего плавания по заморским странам она встречает его с ребятишками того же самого возраста. Эдакая мини-шарада — символизм, да и только, ново и убедительно. Или костюмы в массовых народных сценах: из-под чисто русских, традиционных рубах у некоторых персонажей можно увидеть фрачные фалды – некий шажок в современность, и шажок вполне резонный, работает на главную тему. Садко, конечно, одет по старине и по-русски, но что-то почти неуловимое, очень нынешнее ощущается в нем, чудо как красивом, талантливом гусляре.
Надо отметить, что исполнитель партии Садко Игорь Морозов приковывает к себе внимание даже в момент первого своего появления на сцене – тут и думка «Кабы была у меня золота казна» в сцене гулянья и соревнования новгородцев; тут и пленительная задушевная песня на берегу Ильмень-озера «Ой, ты, темная дубравушка…». Но жаль, что у Садко не оказалось в том самом музыкальном соревновании (которое он ведет с киевским гусляром Нежатой – Далер Назаров) достойного соперника. Получился он бледноватым, даже яркая песня его затерялась…
Хочу сказать и о том, что в многоголосой лихой толпе новгородцев (в том числе и в опять-таки масштабной массовой панораме перед гостями заморскими) как-то досадно сникла развеселая скоморошья, удалая парочка Дуда и Сопель (Дмитрий Овчинников, Владимир Болотин). Но каковы по силе сами эти народные сцены! И как хорош среди них сам новгородский гусляр! А жена с детьми почти постоянно живет на сцене, в народном буйном гулянье, в момент появления «рыбок — золотое перо», а в то время сам Садко озабочен будущим путешествием и песнями Гостей. Ему сейчас не до семьи.
Что такое для него семья, он увидит и поймет по возвращении в Новгород после плавания и триумфа у Океян-Море, Царя Морского (очень убедительный Станислав Швец). Впрочем, наверное. Не стоит придираться к отдельным элементам (спорным, конечно) очень хорошего спектакля — как говорится, «пира музыки» и торжества замечательного изобразительного живописного ряда (Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, Дамир Исмагилов, Владимир Алексеев).
Сам по себе главный зал «Геликона-оперы» (зал Стравинский) — просто благодать для народных сцен и, в частности, очень изобретательного царства морского. Водяные девы, свита Морского Царя, «разговоры» и «споры» Садко с морем, идеально возникающий из волн голос Николая Чудотворца (как всегда очень яркая работа Андрея Вылегжанина) — всё «работает» на шедевр Корсакова. Нет статики во всём, начиная от волн «Океяна-Моря синего», до многократности самого Новгорода: на обеих сторонах сцены в видеопроекциях живет, волнуется, дышет полной грудью вольница Новгорода, пленяя своей красотой. «Видения» неспешно сменяются одно другим, и каждая деталь просто завораживает. Отлично звучит оркестр под управлением молодого Андрея Шлячкова (имя новое, но необходимо его запомнить).
Режиссура Дмитрия Бертмана, как всегда, радует размахом, свежестью и внутренней одухотворенностью. Никаких «закидонов» и нарочитых попыток особо подчеркнуть «выброс», россыпь деталей, приближающих действие к более поздним, чем рисуется в былине временам. Отдельные, короткие, но образные штрихи во всем: и в поведении персонажей, в смелости и яркости пластических и хореографических решений, но особенно в умении создать, казалось бы, совершенно невиданную прежде историческую атмосферу.
Кроме уже названных исполнителей, разумеется, необходимо отметить обаятельные женские портреты – Любава (Ирина Рейнард), Царевна Волхова (Елена Семенова) и Царица-Водяница (Ксения Лисанская). И еще — первоклассную тройку Гостей Заморских, которая создает праздничные краски, и для многих зрителей становится эмоциональным центром спектакля: блестящий бас Варяжского гостя (Александр Киселев), обаяние «сладкого» тенора Индийского (Максим Пастер), редкой красоты баритона Веденецкого (Максим Перебейнос). И напомнить напевную и динамическую красоту очень красивого тенора и отличного актера Игоря Морозова (Садко).
Наслаждаясь голосами, персонажами и откровениями оперы, нельзя не оценить решения постановщика, который сумел подчеркнуть философичность этого оперного шедевра: Садко возвращается к «самому ценному, что у него есть, семье». «Эта ценность, — говорит Бертман, — важнее политики и всех идей, даже самых прогрессивных. Подвиги должны совершаться во имя самых близких людей, а не во имя лозунгов и амбиций».
…Ну вот, могут попрекнуть меня: сплошные восторги! Неужели всё в этом спектакле в полном «ажуре»? Есть, конечно, и претензии, и отдельные недоработки (например, медлительность первого акта), но об этом при общем впечатлении не хочется говорить. Думаю, что автор оперы был бы постановкой доволен…

Наталья ЛАГИНА.
Фото Антона Дубровского.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.