«Новая история искусства» — один из лучших книжных культурологических проектов издательства «Азбука». Выпуск более десятка томов, рассматривающих искусство как неотъемлемую часть истории человеческой цивилизации – от первобытного искусства до постмодернизма, – это титанический труд, к которому издатели «Азбуки» привлекли лучших историков искусства из Петербурга и Москвы.
Владимир Крупин выступает в последнее время «редко, но метко». Но всякий раз выход его новой книги становится литературным событием.
«По работам Владимира Крупина когда-нибудь будут судить о температуре жизни в окаянную эпоху конца столетия. Творческий опыт В. Крупина в этом смысле уникален: он был решительнее большинства из нас, нет, даже самым решительным», — говорил Валентин Распутин.
Сегодня только ленивый не пишет что-нибудь «по истории». Пишут драматурги, писатели, геологи, штангисты, астрономы-математики. В результате получается что угодно, только не исторический труд. Современным писателям (профессиональные историки сегодня всё больше вымирают как класс) не хватает элементарного исторического профессионализма. Это объясняется с той лёгкостью, с какой нынче подходят к истории.
Выражение «вычерпать до дна» очень подходит к издательской политике петербургской «Амфоры» в отношении творчества лауреата Нобелевской премии 2006 года в области литературы, турецкого писателя Орхана Памука.
В старейшем российском издательстве «Молодая гвардия», отметившем в этом году свою 85-ю годовщину к истории, относятся с высочайшим почтением. Как рассказывал мне главный редактор Андрей Петров, историческая школа в издательстве вне всякой конкуренции.
В цикле русских романов Владимира Набокова «Камера обскура» и «Отчаяние» выделяются тем, что в них классик литературы ХХ века обратился к криминальным сюжетам.
Одно из лучших российских издательств — «Алгоритм», информационным спонсором которого является газета «Слово», представил читателям несколько новых исторических серий, среди которых отметил бы в первую очередь серию «Древнейшая русская история».
В издательстве «Центрполиграф» о любви пишут женщины. Причём пишут раскованно и смело. Передо мной роман талантливой Лидии Скрябиной «Клетка». Подзаголовок «Двенадцать драматических эпизодов».
Заметки о 9-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction
Центральный дом художника на Крымском валу — не самое удачное место для проведения представительных книжных смотров, каковым в последнее время стала уже девятая по счёту Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction.
Бег по спирали
Я бегу, как по спирали,
Не успев понять, куда.
Чувство, словно обокрали,
Не краснея от стыда.
В своей новой сенсационной книге «Как убивают Россию» (ОЛМА-ПРЕСС) Александр Хинштейн пытается найти ответ на вопрос: почему же мы не делаем выводов из нашей истории, предпочитая в который раз наступать на одни и те же грабли?
«Амфора» — наиболее динамичное и чутко реагирующее на читательские вызовы издательство с берегов Невы. Вброшенный однажды слоган «Читать модно» потребовал адекватного ответа со стороны издателей. Можно делать «модную прозу», но буквально на сезон; можно искать нобелиатов и букероносцев — это получается; можно обращаться к авторитету Борхеса и его литературным пристрастиям.. Можно делать «модную прозу», но буквально на сезон; можно искать нобелиатов и букероносцев — это получается; можно обращаться к авторитету Борхеса и его литературным пристрастиям.
Стоунхендж возвели предположительно на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения гомеровской Трои. Ранее считалось, что, скорее всего, это был храм друидов. Поэтому люди до сих пор верят в магическую силу этих камней, прикосновение к которым, как считалось, исцеляло от всех недугов. Британский астроном Джеральд Хокинс доказал, что Стоунхендж служил своего рода обсерваторией, позволявшей предсказывать затмения Солнца и Луны, вычислять точные даты наступления сезонов года и вести календарь. Его книга «Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века» вышла в серии «Древние цивилизации» в московском издательстве «Центрполиграф».
«Смысл русской жизни» — так называется книга философа Владимира Владимирова, в которой автор в контексте исторического развития мировой цивилизации рассматривает особенности русского менталитета. Автор убежден в том, что всемирно-историческая роль русского народа и русской истории состоит в сохранении и исповедании системы ценностей, максимально полно соответствующей интересам выживания всего человечества. Этот интересный труд вышел в серии «Философский бестселлер», которую с успехом выпускает московское издательство «Алгоритм».
Об Александре Невском написано немало книг. Тем не менее новая работа немецкого исследователя Фритьофа Беньямина Шенка «Александр Невский в русской культурной традиции» заслуживает особого внимания. Это историческое исследование вышло в серии «Historia Rossica», которую выпускает издательство «Новое литературное обозрение». Александр Невский –одна из крупнейших величин в русской истории, предмет исследовательских дискуссий, сюжет непрекращающегося мифотворчества...
Николай Зиновьев, поэт из Краснодарского края, родился в 1960 году в станице Кореновской. Учился в ПТУ, станкостроительном техникуме, в университете. Работал грузчиком, бетонщиком, сварщиком. В 1987 году вышла его первая книга стихов. На сегодняшний день у Николая вышло шесть книг. В 2005 году ему была присуждена Большая литературная премия России. Стихи краснодарского поэта часто печатаются в журналах, они быстро расходятся по стране без всякой рекламы по радио или телевидению. Валентин Григорьевич Распутин в этом году пригласил Зиновьева в Иркутск на фестиваль «Сияние России» и, представляя поэта, сказал: «В стихах Николая Зиновьева говорит сама Россия».
В книгу вошли стихотворения, написанные автором в последние полтора года.
Роман Эдуарда Клыгуля начинается с главы «Авария» и с дорожной аварии, в которую попал его герой, банкир по фамилии Столяров, который весь перекалечился, разбил себе голову, сломал руку и т.д. и таким образом «из светлой полосы жизни» сразу попал «в чёрную» полосу. На его иномарку наехал самосвал. Столяров уверен, что эту аварию кто-то подстроил ему. И думает, кто же мог это сделать, «какая сволочь»? Его первая жена Наталья? Или его вторая жена Регина? Или его новая любовница Ирина?
Ну что, мои юные друзья, с возвращением вас с летних каникул. Набегались, наигрались, но не до конца. А тут, снова в школу! Снова за учебники! Поспешу вас обрадовать. Кроме учебников, книг, безусловно, полезных, но временами скучных. Московские и питерские издатели приготовили для вас массу интересных книг. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю. Не каждый мальчишка может стать детективом. Необходим особый склад ума, наметанный глаз, независимый характер, но главное – любопытство. Желание во что бы то ни стало выяснить истину, пусть ради этого придется лазать через заборы, получать по голове и даже рисковать оказаться посмешищем. Флетчеру Муну — новому герою писателя Йона Колфера, а вы наверняка читали его захватывающие книги об Артемисе Фауле, недавно исполнилось двенадцать.
Московское издательство «Вече» представило читателям две книги новой серии художественной прозы «Белогвардейский роман». «Солнце мёртвых» Ивана Шмелёва – книга абсолютно трагическая. В ней – два романа одного из лучших писателей русского зарубежья. «Солнце мёртвых» — это страшная картина красного террора в Крыму, во время которого был расстрелян сын писателя. Написанный в 1923 году во французском Грассе, (там жил и другой русский писатель Иван Бунин), этот роман, наверное, самый трагический из всего творческого наследия Ивана Шмелёва. Второй роман — «Солдаты» — о русском офицерстве, побитом в Первую мировую войну и добитом на полях Гражданской войны в России.
Французские обыватели 60-х годов были шокированы словами песенки Сержа Гензбура «Я тебя люблю, я тебя тоже нет». В серии «Арт-хаус» петербургская «Азбука» издала третью книгу, посвящённую Сержу Генз-буру, которого нарекли «священным чудовищем» европейской эстрады. В этой книге в беседах с Бруно Байоном, а также в интервью разных лет Гензбур с обескураживающей откровенностью рассуждает о жизни и смерти, о любви и отвращении, о ханжестве и брутальности, о женщинах и песнях.