«Либерал», спасавший империю

Первая Мировая, или Великая, война, погубившая четыре империи – русскую, немецкую, австрийскую и турецкую – стала первой войной машин и моторов, потребовав коренных изменений в экономике старых монархий. Лучше всех справлялись с трудностями индустриальные Великобритания и Германия. Остальным было намного труднее, и Россия не стала исключением.
Книга Е.В. Бея «Военный министр А.А. Поливанов – «генерал от политики», вышедшая в издательстве «Exercitus» в 2020 году, описывает личность, отнюдь не популярную как в СССР, так и в демократической РФ — развёрнутый рассказ о генерале я встречал лишь в книге американца Мэсси «Николай и Александра».
У него была репутация «самого либерального после Милютина военного министра». Коллеги считали его (возможно, небезосновательно) карьеристом и приспособленцем до мозга костей, но исследование Бея доказывает, что генерал был иным — человеком одарённым, блестяще образованным, наделённым высочайшей трудоспособностью. Сам Поливанов, ещё молодым подпоручиком, воевал за освобождение славян в 1877 году, был ранен в грудь. Его единственный сын, поручик Гренадерского полка, был убит в начале мировой войны.
Он руководил военным ведомством России девять месяцев – с 13 июня 1915 года по 15 марта 1916-го, вступив в должность, когда русская армия, испытывая сильнейший снарядный и патронный голод, отходила по всему фронту. И за время его службы армия получила более чем в 3 раза больше снарядов, патронов, самолётов, броневиков и перестала отступать, фронт на востоке стабилизировался. Даже весьма не любивший империю Гучков признавал: «Если что-нибудь и было сделано для восстановления материального снабжения нашей армии, то это было сделано при Поливанове, благодаря ему».
Военный министр призывал сделать войну действительно всенародной, предоставив населению прямое участие в деятельности, направленной на подготовку победы. «Нет такого производства и ремесла, которые не могли бы приспособиться к изготовлению тех или иных деталей снаряжения. Пусть работает всё, что может работать! В победе я уверен». Пытаясь привлечь к помощи фронту широкую общественность, Поливанов создал Особое совещание, вводившее думских депутатов, земские и общественные организации в военное ведомство, что помогло расширить и переоборудовать военные заводы, дав русской армии больше оружия, в т.ч. крупнокалиберных и зенитных орудий. Поливанов — это мощные заказы военного снаряжения за границей, это военно-промышленные комитеты, увеличившие в 2,5 раза выпуск военной продукции, выпустившие для армии более 12 млн. снарядов, но активно работавший в них Гучков и параллельно с ним – социалисты организовали такую антиправительственную деятельность, что раздражённый этим Николай II написал императрице: «Я буду спокойно спать, когда Поливанов уйдёт». Вскоре за этим последовала отставка.
Человек честолюбивый, Поливанов, видимо, не смог простить верховную власть. После февраля 17-го он примкнул к Керенскому, при котором его знакомый Гучков стал военным и морским министром. Комиссия Поливанова разрабатывала новые, демократические, нормы солдатского быта, такие, как ношение штатского платья и участие в политической жизни. К чему это привело — мы теперь знаем… А.И. Деникин назвал эти нововведения гвоздём в гроб русской армии. Поливанов стремительно разочаровывался в революции. На смену ей пришёл «великий Октябрь», и генерал был арестован ЧК. Если верить изобилующим в книге Бея воспоминаниям, Поливанова в тюрьме сломили окончательно. Видимо, чтобы защититься в будущем от красного террора, он добровольно идёт на службу в РККА. Назначенный экспертом для переговоров с Пилсудским, он едет в Ригу и… через несколько дней скоропостижно умирает. Есть версия, что он был отравлен белой агентурой. Но организм генерала и без того был подорван тюремным заключением. Большевики похоронили его… в Александро-Невской лавре, в семейном склепе.
Книга Е.В. Бея читается, как исторический роман.

Василий АНТОНОВ.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.