В цикле русских романов Владимира Набокова — «Камера обскура» и «Отчаяние» выделяются тем, что в них классик литературы ХХ?века обратился к криминальным сюжетам. В «Камере обскура» расхожее выражение «любовь слепа» реализуется у Набокова в форме криминального сюжета о страсти, измене, ревности и мести, а физическая слепота, поражающая героя в финале, становится наказанием за духовную слепоту, за искаженное видение мира, за измену доброте, человечности и истинной красоте. «Отчаяние» — шестой русский роман Владимира Набокова, в котором автор вновь, — как прежде в «Короле, даме, валете» и «Камере обскура», — обращается к немецкому материалу и криминальному сюжету. Берлинский коммерсант средней руки задумывает и совершает «идеальное убийство» с целью получить страховку, а затем пишет об этом повесть, перечитывая которую, с ужасом обнаруживает зафиксированный в ней роковой изъян своего хитроумного замысла…
В цикле романов английского мастера криминальных триллеров на грани ужаса Кита Маккарти, вслед за первой книгой «Пир плоти» вышли ещё два переведённых на русский язык романа – «Тихий сон смерти» и «Окончательный диагноз». На подходе четвёртый роман «Мир, полный слёз». В центре этого головокружительного цикла романов троица героев, очевидно, такова дань традиционной школе британского детектива со времен Шерлока Холмса, доктора Ватсона и инспектора Лестрейда. Персонажи нового детективного цикла — Джон Айзенменгер, Елена Флеминг и Беверли Уортон — втянуты в новое запутанное и опасное расследование. Жестокое убийство Дженни Мюир заставляет вспомнить о серии аналогичных убийств, потрясшей Лондон четырьмя годами ранее. Меж тем убийства продолжаются, одно преступление накладывается на другое, задавая многослойную детективную интригу, венчающуюся неожиданным и леденящим душу финалом.
Петра Хаммесфар — одна из мэтресс современного немецкого детектива, автор нескольких киносценариев и более чем двадцати книг, в том числе уже известного российскому читателю «Могильщика кукол». Новый роман «Ложь» обыгрывает старый как мир сюжет «опасного сходства». Но у Петры Хаммесфар «опасное сходство» двух женщин оборачивается психологической криминальной драмой.
«Последний завет» Филиппа Ле Руа начинается с массового убийства в научной лаборатории на Аляске. Неизвестный убийца не пощадил никого: ни ученых — лауреатов Нобелевской премии, ни медсестер, ни подопытных пациентов. Кто стоит за убийствами, сопровождающими все передвижения сыщиков, — тоталитарная синтоистская секта, фанатик убийца-одиночка, группа сильных мира сего, стремящихся разгадать мифическую тайну бессмертия? ФБР поручает расследование давно отошедшему от дел сыщику, уникальному специалисту по делам с мистическим следом. В поисках истины сыщику и его помощнице предстоит объехать весь мир от Аляски до Калифорнии, от Ниццы до Филиппин. А мы будем сопровождать их в этом полном мистики и рисков путешествии.
Загадочные покушения и коварные интриги, тёмные тайны военного времени, скрытые в средиземноморских глубинах, и страстная любовь, неожиданно вспыхивающая под лучами южного солнца, образуют сюжетную канву увлекательного приключенческого детектива английского писателя Стюарта Харрисона «Улыбка Афродиты».
Впервые на русском — книга Бориса фон Шмерцека, ещё одного представителя современного немецкого детектива, триллера и приключенческого романа. «Второй Грааль» сочетает в себе черты всех этих жанров: здесь есть и старинный рыцарский орден, и следователи Интерпола, и врачи-убийцы. Словом, почти полный набор клише из «Кода да Винчи». Не даёт покоя сочинителям триллеров наследие Христово.
В знаменитой серии «Лекарство от скуки» хотел бы обратить внимание на роман королевы (без дураков!) французского полицейского романа Фред Варгас «Вечность для двоих» и книгу известного канадского сценариста криминальных телесериалов Джайлса Бланта «Нежная буря».
У Фред Варгас комиссару Адамбергу, которого читатель помнит по другим романам писательницы, предстоит разрешить такую головоломку, что нам остаётся лишь почесать в затылке и следовать неотступно за легендарным сыщиком, дабы не пропасть в потёмках Вечности. Иное дело приходится распутывать канадскому полицейскому Джону Кардиналу в романе «Нежная буря». Этот крепкий парень, появившийся впервые в романе «Сорок имен скорби», прописан автором в куперовской традиции «Следопыта». Правда, живёт он в наше время, когда ЦРУ готово замести следы покруче, чем всё племя гуронов вместе с союзными им ирокезами. Впрочем, и наш констебль не промах, хотя работать ему приходится без Чингачгука.
Вьетнамские сестрёнки Чан-Нют в двух романах «Бронзовое крыло» и «Лиса-оборотень» подготовили новые встречи с мандарином Таном, который, как уже известно, распутал вместе со своим другом, учёным Динем несколько запутанных дел. Если в расследование того или иного преступления включаются Тан и Динь, от возмездия преступникам не уйти. Даже в криминальных историях трёхсотлетней давности.
А вот англичанка Лори Р. Кинг внесла свою лепту в дальнейшее развитие историй о Шерлоке Холмсе. В книге «Отречение королевы» знаменитый сыщик встречает юную Мэри Рассел, которая самым решительным образом потеснила доктора Ватсона. Впрочем, до того как познакомиться с Мэри Рассел мистер Холмс после своего исчезновения вместе с профессором Мориарти, этим злым гением преступного мира, два года пропадал неизвестно где. Впрочем, потом он рассказал Ватсону, что всё это время провёл в странствиях по Индии и Тибету. Приключения великого сыщика в этих странах описаны Джамьянгом Норбу в романе «Мандала Шерлока Холмса». Новый эзотерический римейк из необъятной холмсианы появился в русском переводе стараниями издателей из «РИПОЛ классик».
Исторический детектив — явление интереснейшее. Открыл для нашего читателя этот жанр итальянский энциклопедист Умберто Эко романом «Имя розы», хотя до него многотомные «Хроники брата Кадфаэля» писала Эллис Питерс, а детектив из старого Китая судья Ди был «очеловечен» голландским дипломатом Робертом Ван Гуликом. Два новых «средневековых триллера» Присциллы Ройал — «Тиран духа» и «Печаль без конца». Преступление здесь происходит в Тиндальской обители, где молодая настоятельница Элинор действует не менее решительно и мудро, чем её литературные предшественники — брат Кадфаэль и Вильгельм Баскервиль из романа «Имя розы». Так что чтение романов Присциллы Ройал – роскошное пиршество для гурманов детективного жанра.
Французские журналисты Кристин Керделлян и Эрик Мейер также решили попробовать свои силы на литературном поприще. Свой первый роман «Тайные врата» они определили, как техно-исторический триллер. Нечто новенькое на бескрайних просторах жанра. Однако первый блин у авторов комом не вышел. Хотя временами, как улыбка чеширского кота, нет-нет, да и промелькнёт силуэт Дэна Брауна.
Очередной роман Тома Клэнси «Оперативный центр: Зеркальное отражение», написанный в соавторстве со Стивом Печеником. Как и многое у Клэнси здесь всё решают хорошие американцы с несколькими хорошими русскими. Надо же! Совместными усилиями они срывают замысел плохого русского заговорщика Догина и в очередной раз спасают мир. Читать книгу любопытно хотя бы потому, что пытаешься понять точку зрения американского обывателя. А вот роман «Соломенные люди» Майкла Маршалла интересен уже потому, что слава молодого автора после того, как Стивен Спилберг приобрел все права на экранизацию трилогии о «соломенных людях» — членах таинственной организации, терроризующей обывателей, — перешла все мыслимые границы. Английский писатель, художник и сценарист Майкл Маршалл и раньше не был обделен премиями. Он умеет смаковать язык и подбирать правильные слова. Его сравнения точны, а описания быта жителей американской глубинки позволяют по-новому взглянуть на психологию «среднего» американца.
Виктор ПРИТУЛА, литературный обозреватель газеты «Слово».