Правда Великой Победы

В столичном издательстве «Вече», в серии «Правда Победы» в конце 2020 года вышла в свет книга писателя и журналиста Алексея Тимофеева «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками». Эта книга — пожалуй, первое издание за многие годы, в котором участники военных действий на различных фронтах войны, их родственники, близкие рассказывают о титаническом, полном тяжелейших испытаний пути к Победе.
Основа книги А. Тимофеева сложилась за последние 25 лет в ходе подготовки автором интервью и очерков для СМИ, при составлении сборников документов и воспоминаний о полководцах и рядовых участниках Великой Отечественнной войны.
Автору довелось познакомиться, много и доверительно беседовать с героями войны, их сослуживцами, родственниками. Главный вопрос, который интересовал А. Тимофеева, — умели ли русские воевать? Ведь некоторые писатели, публицисты и разного рода «эксперты» — и не только российские — утверждают, что нет, не умели, разве что «завалили немцев трупами».
Боевая и психологическая подготовка военных, разведчиков, наиболее характерные эпизоды схваток и сражений; наконец, оценка действий противника анализируются автором на основе личных бесед и уникальных документов.
«Русские люди сыграли исключительную, если не решающую роль в разгроме фашизма, угрожавшего всему человечеству. Тому свидетельства — бессмертные подвиги Москвы и Сталинграда, Севастополя и Ленинграда, Одессы и Курска. Но это лишь толика тех великих подвигов. Не имеют права о них забывать не только современный мир, но и будущие поколения. И, как бы ни назывался в СССР сегодня Сталинград, он навсегда Сталинград в советской и мировой истории», — это заявил глава Французского Сопротивления, президент Франции генерал Шарль де Голль на Мамаевом кургане в 1966 году. Нелишне напомнить, что в 12 городах Франции, включая Париж, поныне существуют проспекты, улицы, площади, станции метро «Сталинград».
Русские воины от боя к бою осваивали тернистую науку побеждать: это были вынуждены признать и высокопоставленные генералы вермахта. И, как отмечает автор, представители этого героического поколения были верны вере предков, главной христианской заповеди: «Нет больше той любви аще кто положит душу свою за други своя».
Лишь некоторые тому примеры. Алексей Михайлович Власов на фронте оказался в начале 1943 года. «Эвакуировали нас из Тушино в Омск, мы делали туполевские пикирующие бомбардировщики, — вспоминает он. — Я рвался на фронт. Наконец, отпустили, и стал я разведчиком минометной батареи 22-й дивизии Резерва Главного командования». Первым орденом Славы Власова наградили за бой под Ковелем летом 1944-го. Ему удалось засечь две немецкие минометные батареи, наблюдательный пункт и несколько пулеметов, которые были затем уничтожены нашими артиллеристами. «Из восьми братьев я — самый младший. Сергей, — вспоминает ветеран, — погиб подо Ржевом в 42-м, Василий пропал без вести, Владимир попал в плен при форсировании Днепра, два года был в плену, потом у нас, в Сибири. Вернулся домой и вскоре умер. Работал он в Германии на каменоломне. Обращались с пленными, как с собаками, что хотели, то и творили».
Зато горькие плоды «перестроечной» пропаганды и самобичевания с середины 80-х, очернения советской истории, не могли не оставить следов в общественном самосознании. Вот что говорит Алексей Власов: «Сейчас молодежь нередко, как увидит у меня орденские колодки, спрашивает: «За что воевали, до чего довоевались? Мы жили бы сейчас, как немцы живут!». Так и говорят…». Но не только недоумки досаждают нашим ветеранам. «Есть закон, — рассказывает, — об освобождении Героев и кавалеров от налогов, но, куда ни приди, все говорят: у нас нет на то инструкций…».
А судьба, например, Александра Васильевича Акиньшина — взаправду, под Знаком Божьим: «Я человек неверующий, но какая-то сила хранила меня в войну. Я всю войну прошёл от Сталинграда — и ни одного ранения, только контузия случилась». Акиньшин вывел такую закономерность — кто выжил под Сталинградом, становился как бы неуязвим: «Наш полк стрелковый, пехотный, и на кого ни посмотришь – был под Сталинградом и дошёл до конца войны. Может быть, действительно, это оттуда свыше была команда…» Вот лишь один из эпизодов его военной биографии. В январе 44-го «мы пошли вперед ночью, а на рассвете нас атаковали около ста танков, — рассказывает он. — Никакой артиллерии у нас не оказалось, мы сбивали пехоту и не давали им пройти вперед. Весь наш расчёт за этот бой наградили орденом Славы III степени. Ещё две «Славы» получил за жаркие схватки на Одере и под Дрезденом».
Воевали целыми семьями. В семье Акиньшиных первым отправился на войну отец, Василий Егорович. Ушел на фронт ополченцем, принял бои на дальних подступах к Москве, под Ельней. В 42-м ушла на фронт сестра Евдокия. Мама всю войну трудилась в госпитале.
Зато, сетует ветеран, «сейчас можно услышать: воевали, дескать, одурманенные сталинской пропагандой… Да тот, кто видел, что делали фашисты с нашей страной, шёл воевать без всяких политбесед. Душа обливалась яростью, гневом, слезами. Мы горели такой ненавистью, что не перескажешь словами!».
Трудно не согласиться и с оценкой ветерана того, что произошло с СССР на рубеже 80-90-х. «Что я могу сказать об изменениях в нашей стране? Считаю, — говорит он, — что проходили они под непосредственным руководством американских спецслужб. И стоит ли после этого, главного, говорить о том, что всех нас, всё наше поколение, ограбили, лишив всех наших скромных сбережений?!».
Читая книгу Алексея Тимофеева, ещё раз убеждаешься, что сражались не за ордена, не за славу. Приходилось вызывать огонь и на себя. Русский человек выносливый, себя не щадит. Такова Правда Поколения Победителей.

Алексей ЧИЧКИН.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.