Заслуженный работник культуры Российской Федерации Борис Семёнович Есенькин в эти дни отметил своё 80-летие. В августе же празднуют и очередную годовщину торгового дома «Библио-Глобус». Он возглавил этот книжный магазин (тогда известный под названием магазин № 120 «Книжный мир») тридцать лет назад, и под его руководством он вырос в предприятие мирового масштаба. В конце 90-х одним из первых он начал продавать книги через Интернет в Европу и Америку и вывел качество обслуживания покупателей на высочайший уровень.
Его отец, Семен Есенькин, был родом из рязанского посёлка Солотча и погиб на финской войне, мать Клавдия Антонова во время войны работала на военном заводе, в послевоенные годы – переплетчицей на фабрике «Детская книга». Полное среднее образование получил в вечерней школе. Затем окончил Московский полиграфический институт.
Его отец, Семен Есенькин, был родом из рязанского посёлка Солотча и погиб на финской войне, мать Клавдия Антонова во время войны работала на военном заводе, в послевоенные годы – переплетчицей на фабрике «Детская книга». Полное среднее образование получил в вечерней школе. Затем окончил Московский полиграфический институт.
Вся жизнь Бориса Семёновича связана с книгами. Именно он по общему признанию в наибольшей степени повлиял на развитие книжной индустрии нашей страны в постсоветский период. Кроме того, Борис Семёнович Есенькин организовал, а потом и возглавлял кафедру книжного бизнеса Московского государственного университета печати. Он — доктор экономических наук, кандидат философских наук. За годы научной и практической деятельности Борис Семёнович подготовил более 150 трудов, в том числе монографии по тенденциям развития книжного бизнеса в конце ХХ столетия, учебники по предпринимательству и логистике в книжном деле, научные статьи по глобализации, инновациям в информационных технологиях, стандартизации книжной отрасли.
«Бог одарил каждого из нас, а мы этот дар развиваем; а может быть, что-то переходит к нам из прошлого. Я, например, деда своего не видел, зато бабушка читала нам книги. И, наверное, повлияло это, да еще то, что остались книги, другие культурные ценности, которые постоянно сопутствовали моей жизни. Поэтому история моего становления, с одной стороны, случайна, а с другой – нет... Вот, скажем, я всегда вспоминаю, – бабушка читала «Тихий Дон» Шолохова. Шла война, мне было тогда шесть – семь лет, но мне это запало в душу...»
* * *
«С 1964 года, читая книги, я начал делать записи. Это не дневник – это мысли, прочитанные мною, мальчишкой, и мне полюбившиеся, а еще мои собственные первые жизненные наблюдения. Я делал вырезки из «Книжного обозрения» о литературе, которая меня интересовала, и вклеивал их в эту тетрадь. В армии выписывал приложения к «Огоньку» и отсылал домой. У нас с матерью было на двоих 8 метров жилой площади. Я устроил навес и там хранил свои книги.
В книгах я и нашел себя. Сказать, что я внутри книжник, – глупо. Сказать, что я обречён на работу с людьми, – тоже неверно. Сказать, что я обречен работать с книгой, – это да. Я всегда интересовался книгами и к ним пришёл. Вот это и есть тот первый элемент, который я в себя заложил. Вначале книги были моим хобби, а потом стали работой. Совместились хобби и работа, а это и есть успех. Поэтому я и говорю, что, когда человек нашел себя, это счастье. Успех зависит от сложения всего, что есть. Надо найти себя».
* * *
«Я вообще очень люблю природу. Как-то был в Кисловодске и увидел огромное поле маков и роз. Я чуть не задохнулся, увидев эту красоту! Когда бываю за городом, то обязательно прохожу 5–6 километров – зимой на лыжах, летом на велосипеде. Близость к природе нас подпитывает. Когда долго не бываю на природе, то даже заболеваю».
* * *
«Однажды меня вызвали в заводскую парторганизацию. Предложили, может, не без моей наводки, возглавить «народный книжный магазин» на заводе, то есть раз в неделю получать дефицитные книги и распространять среди своих. Я взялся за это и наладил дело. Тут впервые познакомился с тем, без чего нет торговли: с бухгалтерским учетом, с контролем... Через некоторое время мы со своим ноу-хау завоевали одно из ведущих мест в Москве, даже попали на ВДНХ».
* * *
«В 1994 году мне удалось побывать на одной из конференций, которую проводили американцы. Я поехал в Денвер: учился, смотрел, как организована книжная деятельность за рубежом. Там впервые увидел шестиэтажный книжный магазин, магазин нашего будущего. Когда вернулся, составил план развития предприятия на ближайшие 10 лет, выстроил определенное понимание, куда мы будем идти.
Сегодня это уже история. Сейчас всё по-другому. Но эти этапы нужно было пройти. Помимо социальных вопросов, важно было решить массу других проблем. Например, с какими издательствами работать, когда большинство государственных рухнули и начали работать частные, которые не в магазины «побежали», а в «Олимпийский», где развернулся огромный книжный рынок… Это был тяжелый для нас период. День проходил в трудах, ночь – в думах, а утром рождались решения».
* * *
«Я считаю себя хранителем той атмосферы духовности, которую сумел создать директор «Книжного мира» семидесятых-восьмидесятых годов, мой большой друг и учитель Леонид Самуилович Воложин...»
* * *
«Я живу для созидания. Мы теряем свои корни – это самое страшное. Я здесь для того, чтобы вспомнить просветителей, которых мы забыли, чтобы транслировать их идеи, чтобы заложить еще один кирпич в фундамент, который называют просвещением».
* * *
«Очень важно, чтобы те, с кем ты работаешь, тебя понимали. Легко работать с теми, кто тебя интуитивно понимает, когда тебе не надо много разговаривать и объяснять».
* * *
«Прежде всего, это твои корни. Это базис каждого из нас. Если его нет, то ты никто. Мои бабушка, дедушка, два дяди, мама и жена – они все похоронены на кладбище в Марьиной Роще. Почти каждую неделю я бываю на этом кладбище, разговариваю с ними, докладываю, что происходит. Это мое, и этого у меня не отнять. Они дали мне жизнь, вложили интеллект, и я им за это благодарен. И все это я передал дальше, своим детям.
Второй момент – это познание. Весь мир познать невозможно. Но что такое библиотека для человека, для человечества? Это огромное вместилище жизни, жилище творцов, которые оставили нам все свои познания и открытия. С ними можно разговаривать, делиться своими мыслями.
Интересы у всех разные. Я продолжаю то, что дед оставил: собираю монеты, марки. Мне это интересно. У меня коллекция марок с 1865 года.
Ещё я собираю библиотеки: сделал их для сына и для дочери, на даче и дома. Меня везде окружают книги. Это не хобби – это присутствие тех людей, с которыми интересно, с которыми можно разговаривать. Я иногда пишу, но откуда все это приходит – не понимаю. То, что во мне есть, – этим я насытил себя из книг, из общения с великими людьми. Это и есть работа над собой, когда ты постоянно получаешь подпитку. Отсюда и возникают мысли».
* * *
«В свое время я был причастен к разработке Закона об образовании и Закона о Торгово-промышленной палате. Я читал эти законы и был в ужасе, так как они не отвечали никаким требованиям. Мы потеряли детский сад, школу, проф-
техобразование, потеряли специалистов среднего звена. Что такое бакалавриат? Это ничто. Студент просто прослушал курс и получил «корочки» о высшем образовании.
Поэтому мы опять приходим к рабфаку, сами будем готовить специалистов для себя. В СССР было много положительного. Министерства готовили для себя специалистов, они знали, кто им нужен. Была система. Тогда были стандарты. А сейчас – как хочешь, так и выпускай книгу. Закон об издательском деле нужен? «Нет», – говорят издательства. Не нужны им стандарты. Можно только показывать своим примером, по-другому невозможно. Общественные организации сейчас очень разрознены. Нет фундамента. Ну, провозгласят что-то, и что дальше? Кого это цепляет? Нам нужна статистика: сколько у нас книжных магазинов, сколько выпущено книг и т.д. Без статистики ничего невозможно. Роль общественных организаций практически сведена к нулю. Я работаю с издателями и с потребителями. Остальных я обязательно слушаю, но не вмешиваюсь».
* * *
«Если человек хочет начать чем-то заниматься, он должен сначала научиться «мыть полы», фигурально выражаясь. Нужно пройти все стадии и не лениться, почувствовать становление себя как личности. Но самое главное – это общение. Умеешь ли ты общаться с людьми? Ты их уважаешь? Ты уважаешь уборщицу, которая убирает твой кабинет? Процесс самоуважения и уважения окружающих – это первый принцип, который должен быть у начинающего предпринимателя.
Какой ты во взаимоотношениях с людьми? Ты задираешь голову или все-таки на равных с окружающими, умеешь их слушать и учиться на чужом примере? Научиться слушать – это также очень важное качество, которое должно быть на первом месте у руководителя».
* * *
«Что касается библиотек, я придерживаюсь точки зрения, что библиотек должно быть больше и они должны быть объединены под единым статусом культуры. У нас же в школах одни библиотеки, в институтах – другие, есть национальные библиотеки, есть и частные библиотеки. А единого центра управления и координации библиотек нет. Поэтому эта раздробленность не позволяет, мне кажется, нашему будущему за что-то зацепиться. Чтобы была определённая система: когда я иду из детского садика, изучаю Маршака, Барто и так далее, потом перехожу в 1–4 класс, изучаю что-то другое. Система, которая должна была остаться, но, к сожалению, она нарушена, она не координируется. Мы хоть написали возрастной ценз 1+, 5+, 18+, но это не даёт нам понимания того, как готовить человека к жизни в XXI веке, который сам по себе ломает старые устои и переводит нас на электронные взаимоотношения. Но мы прекрасно должны понимать, что основа культуры в любом государстве – это библиотека, это базис, который даётся человеку имущему и неимущему: один может купить книгу, а другой пойдёт в библиотеку и сможет насытиться информацией, которая ему необходима. Поэтому, мне кажется, надо говорить о концепции развития культурных направлений, и прежде всего книжного дела».
* * *
«Меня очень радует, что мы возвращаемся к нашим источникам, к нашим культурным ценностям — Толстому, Тургеневу, Чехову. И это на самом деле так...»
«Бог одарил каждого из нас, а мы этот дар развиваем; а может быть, что-то переходит к нам из прошлого. Я, например, деда своего не видел, зато бабушка читала нам книги. И, наверное, повлияло это, да еще то, что остались книги, другие культурные ценности, которые постоянно сопутствовали моей жизни. Поэтому история моего становления, с одной стороны, случайна, а с другой – нет... Вот, скажем, я всегда вспоминаю, – бабушка читала «Тихий Дон» Шолохова. Шла война, мне было тогда шесть – семь лет, но мне это запало в душу...»
* * *
«С 1964 года, читая книги, я начал делать записи. Это не дневник – это мысли, прочитанные мною, мальчишкой, и мне полюбившиеся, а еще мои собственные первые жизненные наблюдения. Я делал вырезки из «Книжного обозрения» о литературе, которая меня интересовала, и вклеивал их в эту тетрадь. В армии выписывал приложения к «Огоньку» и отсылал домой. У нас с матерью было на двоих 8 метров жилой площади. Я устроил навес и там хранил свои книги.
В книгах я и нашел себя. Сказать, что я внутри книжник, – глупо. Сказать, что я обречён на работу с людьми, – тоже неверно. Сказать, что я обречен работать с книгой, – это да. Я всегда интересовался книгами и к ним пришёл. Вот это и есть тот первый элемент, который я в себя заложил. Вначале книги были моим хобби, а потом стали работой. Совместились хобби и работа, а это и есть успех. Поэтому я и говорю, что, когда человек нашел себя, это счастье. Успех зависит от сложения всего, что есть. Надо найти себя».
* * *
«Я вообще очень люблю природу. Как-то был в Кисловодске и увидел огромное поле маков и роз. Я чуть не задохнулся, увидев эту красоту! Когда бываю за городом, то обязательно прохожу 5–6 километров – зимой на лыжах, летом на велосипеде. Близость к природе нас подпитывает. Когда долго не бываю на природе, то даже заболеваю».
* * *
«Однажды меня вызвали в заводскую парторганизацию. Предложили, может, не без моей наводки, возглавить «народный книжный магазин» на заводе, то есть раз в неделю получать дефицитные книги и распространять среди своих. Я взялся за это и наладил дело. Тут впервые познакомился с тем, без чего нет торговли: с бухгалтерским учетом, с контролем... Через некоторое время мы со своим ноу-хау завоевали одно из ведущих мест в Москве, даже попали на ВДНХ».
* * *
«В 1994 году мне удалось побывать на одной из конференций, которую проводили американцы. Я поехал в Денвер: учился, смотрел, как организована книжная деятельность за рубежом. Там впервые увидел шестиэтажный книжный магазин, магазин нашего будущего. Когда вернулся, составил план развития предприятия на ближайшие 10 лет, выстроил определенное понимание, куда мы будем идти.
Сегодня это уже история. Сейчас всё по-другому. Но эти этапы нужно было пройти. Помимо социальных вопросов, важно было решить массу других проблем. Например, с какими издательствами работать, когда большинство государственных рухнули и начали работать частные, которые не в магазины «побежали», а в «Олимпийский», где развернулся огромный книжный рынок… Это был тяжелый для нас период. День проходил в трудах, ночь – в думах, а утром рождались решения».
* * *
«Я считаю себя хранителем той атмосферы духовности, которую сумел создать директор «Книжного мира» семидесятых-восьмидесятых годов, мой большой друг и учитель Леонид Самуилович Воложин...»
* * *
«Я живу для созидания. Мы теряем свои корни – это самое страшное. Я здесь для того, чтобы вспомнить просветителей, которых мы забыли, чтобы транслировать их идеи, чтобы заложить еще один кирпич в фундамент, который называют просвещением».
* * *
«Очень важно, чтобы те, с кем ты работаешь, тебя понимали. Легко работать с теми, кто тебя интуитивно понимает, когда тебе не надо много разговаривать и объяснять».
* * *
«Прежде всего, это твои корни. Это базис каждого из нас. Если его нет, то ты никто. Мои бабушка, дедушка, два дяди, мама и жена – они все похоронены на кладбище в Марьиной Роще. Почти каждую неделю я бываю на этом кладбище, разговариваю с ними, докладываю, что происходит. Это мое, и этого у меня не отнять. Они дали мне жизнь, вложили интеллект, и я им за это благодарен. И все это я передал дальше, своим детям.
Второй момент – это познание. Весь мир познать невозможно. Но что такое библиотека для человека, для человечества? Это огромное вместилище жизни, жилище творцов, которые оставили нам все свои познания и открытия. С ними можно разговаривать, делиться своими мыслями.
Интересы у всех разные. Я продолжаю то, что дед оставил: собираю монеты, марки. Мне это интересно. У меня коллекция марок с 1865 года.
Ещё я собираю библиотеки: сделал их для сына и для дочери, на даче и дома. Меня везде окружают книги. Это не хобби – это присутствие тех людей, с которыми интересно, с которыми можно разговаривать. Я иногда пишу, но откуда все это приходит – не понимаю. То, что во мне есть, – этим я насытил себя из книг, из общения с великими людьми. Это и есть работа над собой, когда ты постоянно получаешь подпитку. Отсюда и возникают мысли».
* * *
«В свое время я был причастен к разработке Закона об образовании и Закона о Торгово-промышленной палате. Я читал эти законы и был в ужасе, так как они не отвечали никаким требованиям. Мы потеряли детский сад, школу, проф-
техобразование, потеряли специалистов среднего звена. Что такое бакалавриат? Это ничто. Студент просто прослушал курс и получил «корочки» о высшем образовании.
Поэтому мы опять приходим к рабфаку, сами будем готовить специалистов для себя. В СССР было много положительного. Министерства готовили для себя специалистов, они знали, кто им нужен. Была система. Тогда были стандарты. А сейчас – как хочешь, так и выпускай книгу. Закон об издательском деле нужен? «Нет», – говорят издательства. Не нужны им стандарты. Можно только показывать своим примером, по-другому невозможно. Общественные организации сейчас очень разрознены. Нет фундамента. Ну, провозгласят что-то, и что дальше? Кого это цепляет? Нам нужна статистика: сколько у нас книжных магазинов, сколько выпущено книг и т.д. Без статистики ничего невозможно. Роль общественных организаций практически сведена к нулю. Я работаю с издателями и с потребителями. Остальных я обязательно слушаю, но не вмешиваюсь».
* * *
«Если человек хочет начать чем-то заниматься, он должен сначала научиться «мыть полы», фигурально выражаясь. Нужно пройти все стадии и не лениться, почувствовать становление себя как личности. Но самое главное – это общение. Умеешь ли ты общаться с людьми? Ты их уважаешь? Ты уважаешь уборщицу, которая убирает твой кабинет? Процесс самоуважения и уважения окружающих – это первый принцип, который должен быть у начинающего предпринимателя.
Какой ты во взаимоотношениях с людьми? Ты задираешь голову или все-таки на равных с окружающими, умеешь их слушать и учиться на чужом примере? Научиться слушать – это также очень важное качество, которое должно быть на первом месте у руководителя».
* * *
«Что касается библиотек, я придерживаюсь точки зрения, что библиотек должно быть больше и они должны быть объединены под единым статусом культуры. У нас же в школах одни библиотеки, в институтах – другие, есть национальные библиотеки, есть и частные библиотеки. А единого центра управления и координации библиотек нет. Поэтому эта раздробленность не позволяет, мне кажется, нашему будущему за что-то зацепиться. Чтобы была определённая система: когда я иду из детского садика, изучаю Маршака, Барто и так далее, потом перехожу в 1–4 класс, изучаю что-то другое. Система, которая должна была остаться, но, к сожалению, она нарушена, она не координируется. Мы хоть написали возрастной ценз 1+, 5+, 18+, но это не даёт нам понимания того, как готовить человека к жизни в XXI веке, который сам по себе ломает старые устои и переводит нас на электронные взаимоотношения. Но мы прекрасно должны понимать, что основа культуры в любом государстве – это библиотека, это базис, который даётся человеку имущему и неимущему: один может купить книгу, а другой пойдёт в библиотеку и сможет насытиться информацией, которая ему необходима. Поэтому, мне кажется, надо говорить о концепции развития культурных направлений, и прежде всего книжного дела».
* * *
«Меня очень радует, что мы возвращаемся к нашим источникам, к нашим культурным ценностям — Толстому, Тургеневу, Чехову. И это на самом деле так...»
Подготовил Игорь ЯНИН.
Редакция газеты «Слово» от всей души поздравляет Бориса Семеновича Есенькина со славной годовщиной и желает выдающемуся подвижнику книжного дела крепкого здоровья и новых свершений во благо Отечества.