«Как колокол на башне вечевой». Издательство «Вече» на 32-й Московской книжной ярмарке

Мифы и рифы истории
В последнее время западная, прежде всего немецкая, пресса выступает со всё более наглыми в откровенной лжи публикациями, пересматривающими ход событий Великой Отечественной войны. Некоторые из этих псевдоисториков договорились до того, что одна из самых судьбоносных битв на Курской дуге — всего лишь незначительный эпизод войны, когда русские едва ли не потерпели поражение. Эту позорную мифологию развенчивает немецкий историк Роман Тёппель. Его аргументы основаны на документах, письмах и дневниках именно того времени, а не на позднейших нагромождениях лжи. В своей книге «Курск 1943: Величайшая битва Второй мировой войны» Тёппель постарался изложить подробности операции «Цитадель» с точки зрения немца. Конечно, полной объективности от его исследования ждать не приходится, однако взгляд германского историка, признающего крах операции «Цитадель» — как последний шанс вермахта переломить ход войны, — достаточно красноречивый ответ клеветникам истории.
Книга Тёппеля в русском переводе вышла в московском издательстве «Вече», которое в условиях рынка с его засильем низкопробного чтива сумело сохранить бережное отношение к нашей истории. Именно бережное, поскольку всякая история, и наша не исключение, изобилует множеством подводных рифов. Вторая половина 80-х и практически все 90-е прошли с подачи столпов отечественного либерализма под знаком шельмования исторического прошлого. Русофобская пропаганда того времени строилась на четырех мифах.
Это миф о репрессиях, миф о равной ответственности СССР и Германии за Вторую мировую войну, миф о Катыни и миф о «голодоморе». Это очень опасная мифология. Поскольку построена она на полуправде-полулжи.
Елена Прудникова и Иван Чигирин в книге «Катынь: ложь, ставшая историей» пошли «против течения» нашей либерастической историографии. Обратившись к огромному массиву документов, авторы попытались разобраться в одной из самых сложных и запутанных историй прошлого века — гибели польских офицеров в Катыни. Сегодня продолжают хождение две версии. Первая — это сделали немцы осенью 1941 года. Вторая — офицеры были расстреляны НКВД весной 1940-го. Прудникова и Чигирин решили поставить точку в катынском деле, используя в качестве доказательств не эмоции, не политические интриги, а исключительно факты.
То же самое с «голодомором». Роль Никиты Хрущёва — тогдашнего партийного вождя Украины в «голодоморе» не выпячивается. Да и как иначе, ведь одиозная фигура непредсказуемого Никиты Сергеевича весьма импонирует как нынешнему либеральному клану, так и киевским политикам. Неслучайно он щедрым барским жестом «подарил» Киеву Крым. Чтоб лишь этим его и запомнили. А голод был повсеместен и на Украине, и в России. Но с Россией всем всё ясно. Издержки коллективизации. А вот украинцев «умышленно морили голодом». Такая вот трагическая мифология от заморской жены одного из украинских президентов, подхваченная апологетами «американской мечты», которую олицетворяет Кэтрин Клер Чумаченко (в замужестве Ющенко). Подтасовки, фальсификации и прочая ложь не в счёт.
«Мифология «голодомора» — книга жёсткая для современных мифотворцев. Потому что, судя по гневной реакции некоторых «продвинутых» историков-русофобов, авторы, кажется, наступили им на больную мозоль.
Ещё один застарелый исторический миф — предательство генерала Власова. Попытки иных историков, публицистов и писателей представить его идейным противником Сталина абсолютно беспредметны и притянуты за уши. Андрей Власов был, есть и будет предателем, несмотря на его героическую деятельность в первые годы войны. В книге «По обе стороны правды. Власовское движение и отечественная коллаборация» Андрей Мартынов на основании многочисленных документов вермахта (вот где пригодился хвалёный немецкий бюрократический «орднунг») развенчивает идейную подоплеку власовщины. Собственно книга Мартынова не столько о генерале Власове, сколько о коллаборационистских формированиях в вермахте и ваффен СС, где предатели проявили себя охранниками и палачами нацистских концлагерей, карателями на оккупированных территориях Белоруссии и Украины. Активно участвовали в подавлении Варшавского восстания.
Безупречный издательский нюх
«На 32-й Московской Международной книжной ярмарке, которая пройдет с 4 по 8 сентября в 75-м павильоне ВДНХ, мы представим читателям широкий спектр книжных серий, — говорит главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев. — Это и художественная литература, и различные мемуарные и документальные проекты, среди которых хотелось бы отметить как нашу базовую серию «100 Великих», перевалившую за двести томов, так полюбившиеся читателям серии — «Военные тайны XX века», «Военно-историческая библиотека», «Всемирная история», «Анатомия разведки», «Неведомая Русь», «Русская история».
Нужно отметить, «издательский нюх», что у Сергея Дмитриева, что у генерального директора «Вече» Леонида Палько — отменный. В отличие от снобов, отринувших великое литературное наследие советской литературы, в этом не самом крупном, но очень успешном издательстве сумели найти адекватную времени форму подачи классики советского периода, «деревенщиков», «шестидесятников», мастеров исторического романа и детективного жанра. Достаточно назвать такие успешные в коммерческом плане книжные серии, как «Сибириада», «Урал-батюшка», «Волжский роман», «Любимый детектив», «Военные приключения», «Сделано в СССР» и другие.
Среди знаменитых авторов, книги которых «Вече» продолжает выпускать по сей день: Валентин Пикуль, Владимир Карпов, Борис Васильев, Даниил Гранин и ещё множество литераторов из советского наследия.
В области прикладной литературы «Вече» предлагает широкий выбор книг, посвященных домашним питомцам, досугу и хозяйству, охоте и рыбалке, медицине и здоровью.
Но главный профиль издательства — книги по истории, не имеющие аналогов в России.
Одно из таких направлений — мемуарная литература. Так, в серии «Путь русского офицера» вышли несколько томов «Очерков русской смуты» Антона Ивановича Деникина, мемуары графа Алексея Алексеевича Игнатьева «50 лет в строю», воспоминания советских военачальников, генералов и маршалов Великой Отечественной войны. Не так давно к 100-летию революционных событий в России в «Вече» запустили очень важную историко-мемуарную серию «Окаянные дни», в которой представлены воспоминания участников «русской смуты» прошлого столетия. Фактически книгами этой серии издательство заполняет множество «белых пятен» отечественной истории. «Воспоминания» Нестора Махно и «История махновского движения» одного из идеологов анархизма Петра Аршинова, труды выдающегося историка русского зарубежья Сергея Петровича Мельгунова, мемуары атамана Петра Краснова, документальная проза офицеров Белого движения, находившихся по ту сторону баррикад и противоположный взгляд на революцию и братоубийственную бойню от «комиссаров в пыльных шлемах».
 
Возвращение Монтигомо
Хотелось бы особо отметить еще один важный штрих в книгоиздательской деятельности «Вече». Это возвращение забытых имён писателей для юношества. В одной из редакций «Вече» запустили очередной замечательный книжный проект — «Мастера приключений», в котором представлены собрания сочинений замечательных авторов: Жюля Верна, Луи Буссенара, Томаса Майн Рида, Стивенсона, Хаггарда и других авторов классической юношеской литературы.
«Список этих авторов далеко не исчерпывающий, поскольку мастеров приключенческого романа в разы больше, — говорит Сергей Дмитриев. — Но мы уже предложили нашим юным читателям несколько десятков томов «Мастеров приключений», иллюстрированных художниками позапрошлого столетия».
Есть такие книги, которые удостоились высокого звания «вечных спутников», не подвластных пескам забвения. И среди них немаловажное место занимает приключенческая литература для детей и юношества.
В суматошное время сомнительных историй про вампиров и «сумеречно-ночные» дозоры, про «а ля стивенкинговские» на российский лад МЕТРОужасы и прочие инфернальные авантюры, нашим стремительно взрослеющим подросткам подчас не хватает тех самых книг, на которых выросло не одно поколение «чеховских мальчиков».
Интересный факт. Жюль Верн искренне обижался, когда его причисляли, причем заслуженно, к почетной когорте детских писателей. Он хотел, и это у него блистательно получилось, стать вровень с Дюма-отцом, только не в истории, это было бы эпигонством, а в географии. Его серия «Необыкновенные путешествия», которую писатель создал вместе с издателем Пьером-Жюлем Этцелем, принесла ему славу самого читаемого писателя не только во Франции, но во многих странах, в том числе в России.
Жюль Верн вошел в пантеон мировой литературы вместе с детьми капитана Гранта, чудаковатым натуралистом Паганелем, капитаном Немо, инженером Сайрусом Смитом и его друзьями, с мужественным юношей Диком Сэндом. Эти герои оставались с новыми подрастающими поколениями на протяжении полутора столетий. И будем надеяться, останутся и в будущем.
В отличие от создателя «Детей капитана Гранта», которого в России издавали во все времена, судьба произведений другого знаменитого мэтра приключенческого романа Луи Буссенара была непростой. Писатель, широко известный российской дореволюционной читающей публике, был практически запрещен после 17 года. Причина анекдотическая: отчего-то Надежде Константиновне Крупской, которая после смерти вождя стала «куратором» детской литературы, померещилось, что Луи Буссенар — «апологет мирового империализма». С чего бы это? Не думаю, чтобы Ильич, отдыхая от замыслов мировой революции, обращался к романам Буссенара, он вообще не любил беллетристику.
Ну а Крупская? Кто ей нашептал подобную ахинею? Можно точно сказать, что прочитать роман «Капитан Сорви-голова» подруга Ленина не удосужилась.
Иначе бы она знала, что Буссенар резко осуждал имперские устремления Британии, развязавшей на юге Африки войну с двумя республиками голландских переселенцев-буров. Эта война, вызвавшая огромный интерес в России, где даже родилась песня «Трансваль, Трансваль – страна моя, ты вся горишь в огне», позвала на край света не один десяток русских добровольцев, сражавшихся вместе с бурами против Альбиона, этого извечного врага России.
 
Здесь русский дух!
Гиганты отечественного книгоиздания «Эксмо» и «АСТ» (по существу, это — единый холдинг) уделяют сегодня всё больше внимания одиозным фигурам телетусовочных ток-шоу Ольге Бузовой, Ксении Собчак и всяким другим «типа звёздам и звёздочкам», которые непременно постараются «засветиться» на Книжной ярмарке, словно мало им телеэкрана. Намечаются там встречи с читателями и наших доморощенных постмодернистов и псевдоисториков типа Бориса Акунина, который выдает на-гора из Лондона очередные тома русофобской «Истории российского государства».
На стенде «Вече» тоже будут проходить встречи с читателями известных писателей, поэтов, историков. Настоящих! Собирается быть замечательный поэт Михаил Ножкин, несгибаемый Александр Проханов, будут и другие авторы. А главное — будет очень много замечательных русских книг. И никакого постмодерна!

Виктор ПРИТУЛА.
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.