В поисках лидера и единения. Новая книга Сергея Бабурина

Как менялась политика и культура в нашей стране, в бывших союзных республиках и сопредельных с нами или исторически близких странах, таких как Сербия, в последние десятилетия? Какие здоровые силы удержали от крушения государственности в пору, когда самые важные рычаги управления страной оказались в руках подлецов и откровенных врагов России? Об этом мы узнаём из книги Сергея Бабурина «Страж нации. От защиты Советского Союза до невооружённого восстания РГТЭУ». Издательство «Книжный мир». М., 2019. Книга выпущена к 60-летию политика и общественного деятеля.
Немногие из политиков времён перестройки, развала СССР и постсоветской разрухи вспоминаются добрым словом. Имя Сергея Бабурина – одно из достойных, которое останется в истории пережитой нами переломной эпохи.
Сборник очерков известного политического и государственного деятеля, доктора юридических наук, президента Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры охватывает почти всю его общественную жизнь, особо — последнюю четверть века: от роковых дней 1993 года – кровопролитной защиты Дома Советов до последних событий на Украине, когда под угрозой оказалась восточно-христианская цивилизация.
Читателю небезынтересно будет узнать, почему к власти пришли те, а не иные политики, какая борьба и какие интриги сопровождали их приход и, наконец, каким видится автору книги социально-экономическое устроение нашего государства после всех предшествующих ошибок и потрясений.
Как и для многих миллионов советских граждан, развал Союза для Бабурина стал эпохальной трагедией. Такие штрихи он даёт происходившему тогда: «К 1991 г., переболев административно-бюрократическим тоталитаризмом, советское общество оказалось беззащитным перед тоталитаризмом национальным. Радикализм республик и странное бессилие центра вели страну к катастрофе». (Задаюсь вопросом: странно ли оно, это бессилие центра, когда столько десятилетий, ещё со времён террористов-бомбистов-народников, подавлялись здоровые силы государствообразующего народа под видом борьбы с «великорусским шовинизмом»?). «Широкомасштабная реформа, привлекательно названная перестройкой, провозглашённая во имя формирования общества «подлинной демократии» и «эффективной экономики», завершилась беспрецедентным крахом, утратой гарантий самых элементарных прав человека, прежде всего – права на жизнь, параличом экономики и даже утратой государственности».
В книгу вошли воспоминания о школьных годах, проведённых в Таре, годах учёбы в Омском университете, о службе в армии и войне в Афганистане, где будущий политик не раз глядел в лицо смерти. «Не считал и не считаю приход Советской армии в Афганистан ошибкой, — убеждён Сергей Николаевич. — Это была одна из самых успешных советских миротворческих миссий. Сегодня это понимают и признают сами жители этой многострадальной земли. Вывод войск не был бегством — это было успешное завершение миссии. Только прямое предательство тогдашнего российского руководства помешало Наджибулле сохранить стабильность в Афганистане, когда война уже была близка к завершению».
По книге С.Н. Бабурина можно изучать историю последних лет советской страны и её развала, историю взаимоотношений России и Прибалтики, Осетии, Абхазии, Грузии... Как горели наши окраины и кто конкретно предавал свой народ в бывших республиках, какие трансформации претерпевала Компартия, как случилось поражение ГКЧП, какие политические дебаты шли в эти переломные годы, кто как вёл себя в дни 19–21 августа 1991 года и в октябре 1993-го, как больно ударил развал Союза по Румынии (убийство Н. Чаушеску) и чем он отозвался в ГДР вместе с выводом советских войск. «Уже давно здравомыслящими людьми, знающими правду, признано, что деятельность Правительства Н.И. Рыжкова – Л.И. Абалкина – это упущенный шанс нашей страны. Не менее, а то и более значимым упущенным шансом был Съезд народных депутатов СССР», – делает вывод автор книги.
Из мемуаров политика мы узнаём о нескольких попытках организации военного переворота против Ельцина, которые «были пресечены, а сам их факт засекречен».
Видение русского национального идеала С.Н. Бабурин представляет в нескольких аспектах. Политический – русское народное самодержавие, модель демократии по определению Полибия (ок. 200 до н.э. — ок. 120 до н.э., древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» («Истории» в 40 томах. — Ред.): «Государство, в котором исконным обычаем установлено почитать богов, лелеять родителей, чтить старших, повиноваться законам, если при том решающая сила принадлежит постановлениям народного большинства». Социальный – «общество Справедливости и Процветания с распределением Блага в соответствии с трудом каждого». Экономический – коллективный (общинный) труд. Культурно-нравственный – «единение с Богом в праведном подвижничестве».
Читая книгу, можно проследить, что принципы, которые сложились у политика в годы перестройки, сегодня значительно переосмыслены и конкретизированы.
В национальном консерватизме Бабурин видит залог «успешности Русского прорыва в будущее». «Национальный консерватизм – это, прежде всего, любовь к историческому облику и признание творческой силы своего народа». Вот некоторые важнейшие принципы данной концепции.
– Россия играет ключевую роль в мировой истории. <…> Вписывание России в рамки иных геополитических образований неприемлемо. <…>
– Русский народ, создавший и защитивший на протяжении столетий российскую государственность, в силу этого имеет первенство чести в семье братских народов России, где неприемлемы проявления ксенофобии, шовинизма, расизма.
– Православная церковь – средоточие истории России, центр духовной и общественной жизни нации. Традиционные российские конфессии не являются альтернативой православию. <…>
– Государство Российское – это социально-представительное государство с сильной и преемственной верховной властью. Власть священна для каждого и всецело ответственна за каждого. Власть – не привилегия и не инструмент обогащения. Это служение не за страх, а за совесть. <…>».
Хроника, вошедшая в этот 800-страничный том, охватывает события как государственного масштаба, так и геополитического.
Что удавалось сделать политику Бабурину, когда исполнительным секретарём СНГ был назначен Б.А. Березовский, ещё совсем недавно своими деньгами и оголтелой пропагандой в СМИ легализовал «переизбрание» Ельцина? Когда российский МИД, пишет автор книги, «поддерживал все западные инициативы: введение санкций против Югославии, план Вэнса – Оуэна, эмбарго на поставки оружия мусульманам, план Контактной группы»… Когда под патронажем замминистра культуры Швыдкого отдавали на Запад архивы фонда Ротшильда, архив внешней разведки Франции с 1815 по 1939 гг., архивы масонских лож Европы, собранные Гитлером по всем оккупированным Германией европейским странам… С.Н. Бабурин смог тогда остановить и предотвратить разграбление Особого архива СССР, благодаря ему в России остался архив гестапо.
Участие в судьбе южных славян в пору циничного геноцида сербов со стороны НАТО – отдельная страница биографии С.Н. Бабурина. Нам памятны события, когда Югославию обвиняли в «нарушении принципов ООН», когда Сербию и Черногорию представляли в виде угрозы международному миру и безопасности. С горечью С. Бабурин свидетельствует: «Вопреки требованиям Верховного совета Российской Федерации и российской общественности, МИД России дал указание представителю России в ООН Ю. Воронцову голосовать за введение санкций против Югославии.
Был в мировой истории уникальный шанс соединения Восточного и Южного славянских геополитических проектов, когда С.Н. Бабурин в составе российской делегации встретился с руководителями парламента и правительства Югославии и Сербии, с лидерами всех ведущих политических партий Югославии. На этой встрече прозвучало сербское предложение о вступлении СРЮ в Союз Беларуси и России. Предложение было поддержано Милошевичем. «Я предупредил Г.Н. Селезнёва и российский МИД о предстоящем предложении, – вспоминает С. Бабурин. — Г.Н. Селезнёв, прибывший в Белград, а затем и весь российский парламент горячо поддержали сербскую инициативу, но она так и не была реализована. Ответ Б. Ельцина Милошевичу до сих пор не известен российскому и сербскому народам, но его отрицательный смысл очевиден».
В нынешнем году мы отмечаем 20-летие войны НАТО в Югославии. Актуально вспомнить происходившее тогда. Благодаря политике, которую Бабурин проводил совместно с Белоруссией, была реальная возможность оказать Белграду военно-техническую помощь против агрессоров. «К сожалению, – пишет Бабурин, – В.С.?Черномырдин не стал использовать наши предложения. Он предпочёл поверить вице-президенту США А.?Гору и С. Тэлботу, гарантировавшим ему за поддержку действий США избрание следующим президентом России».
Как известно, сербы говорят: «На небе Бог, на земле Россия». В то время из их уст звучало: «Бог высоко, а Россия далеко». Будет ли когда у нас шанс загладить свою вину перед народом, который верит в Россию?..
Чутьём государственного мужа С.Н. Бабурин определяет, что сегодня для сохранения государственности необходимо спасать образование и науку, которые являются «последним бастионом великой державы», как сам он говорит. Поэтому и ректорство в РГТЭУ, и имевшее резонанс в обществе выступление коллектива университета против безграмотных действий Минобрнауки и реорганизации вуза – это не только штрихи к биографии С.Н. Бабурина, но и свидетельство того, что переживает сегодня наука в России.
В профессиональной работе государственного деятеля есть рецепты, пригодные как к национальной политике, так и к мировой. К примеру, в своём выступлении в 2003 г. на съезде Национального фронта в Ницце, текст которого помещён в сборнике, С. Бабурин высказал такой принцип: «В победе национальных партий – спасение человечества!»
Будут ли учтены предложения Бабурина теми, кто делает государственную политику? К примеру, внесение исправлений в ст. 13 и 14 Конституции России, где сказано, что «в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»?
В качестве примера автор предлагает иные подходы к вероисповеданию в других странах. В частности, он приводит ст. 9 конституции Грузии: «Государство признаёт исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».
Сегодняшнее общество отлучено от участия в решении политических и экономических вопросов, от влияния на культурную политику. Чем это грозит? Отвечает ли сегодня и сам политик Сергей Бабурин на вопросы, которые ставили выдающиеся деятели на славянском поле: Олег Трубачёв, Вячеслав Клыков, Драгош Калаич, В.И. Карпец… Вопросы о мировом значении русского этноса, роли национальной культуры, самобытности русской цивилизации…
Документальные материалы, изложенные свидетелем недавней истории страны, должны послужить импульсом к объединению, увы, разрозненных славянских патриотических сил. Не надо себя тешить иллюзией, что разобщённость проистекает от того, что нас много. Мало нас. И мы не осознали ещё, сколь многое нами уже утеряно. Академический русский народный оркестр «Боян», «дом Полибина» на улице Бурденко, где долгие годы располагалась реставрационная мастерская Саввы Ямщикова, здание Международного фонда славянской письменности и культуры, музей Николая Рубцова в Москве – это только совсем недавние и вопиющие события. В последние годы реорганизованы многие профильные вузы, репертуарные театры. На грани закрытия «толстые» литературные журналы, ещё недавно, в 1990-е годы, формировавшие общественные взгляды, объединявшие единомышленников. Очередные младореформаторы только что сменили руководство и теперь перекраивают репертуар одного из лучших отечественных театров – МХАТ Т.В. Дорониной...
Кто из сегодняшних патриотических лидеров сможет на деле исполнить завет преподобного Сергия Радонежского: «В единении спасёмся»?

Ирина УШАКОВА.
 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.