Сегодня наша газета представляет подборку стихотворений приднестровских литераторов. У этой подборки одна задача – показать весь спектр молодой поэзии. Это русская поэзия, несмотря на то что мы сегодня разделены границами враждебных территорий, а русская поэзия немыслима без гражданственности.
Потому и ощущение единства с российским народом присуще поэтам с берегов славного Днестра. Если говорить о поэзии Приднестровья, надо отметить наличие огромного количества молодых талантов. Стихи — живые, романтичные, искренние, эмоциональные — не могут оставить никого равнодушными. Каждый поэт пишет что-то необыкновенное и очень важное, неразрывное с Россией…
Николай Антонов
Член Союза писателей Приднестровья, член литературного объединения «Светоч», лауреат национальных литературных конкурсов.
Член Союза писателей Приднестровья, член литературного объединения «Светоч», лауреат национальных литературных конкурсов.
МУЗА
Знакомством с Музой непорочной
Слегка смущён
И на свиданьях краткосрочных
Не смел ещё.
Слегка смущён
И на свиданьях краткосрочных
Не смел ещё.
Чисты и помыслы, и жесты,
И страсть тиха.
Она играет роль невесты,
Я – жениха.
И страсть тиха.
Она играет роль невесты,
Я – жениха.
И всякий раз, с её приходом,
Не смежить век.
В душе меняется погода
И тает снег.
Не смежить век.
В душе меняется погода
И тает снег.
И благость жаворонком вьётся
Из-под небес,
И сам собой стихами льётся
Поток словес.
Из-под небес,
И сам собой стихами льётся
Поток словес.
И грёз, и дум, и чувств разливы
Не удержать,
И потому её, как диво,
Я буду ждать.
Не удержать,
И потому её, как диво,
Я буду ждать.
ЕСЕНИНСКИЙ МОТИВ
Растревожив души захолустье,
Снизошла и ко мне благодать.
Под мотивы есенинской грусти
Захотелось любить и страдать.
Растревожив души захолустье,
Снизошла и ко мне благодать.
Под мотивы есенинской грусти
Захотелось любить и страдать.
Понеслось сизокрылое эхо,
Бубенцами капели звеня,
Оставляя грехи и огрехи
На задворках беспутного дня.
Бубенцами капели звеня,
Оставляя грехи и огрехи
На задворках беспутного дня.
Ах, Сергей Александрыч Есенин,
Ты стихи наточил, как ножи...
И привиделась в дымке весенней
Шаганэ твоя без паранджи.
Ты стихи наточил, как ножи...
И привиделась в дымке весенней
Шаганэ твоя без паранджи.
И хоть режь, хоть руби на кусочки,
Хоть сожги и развей, как золу —
Всё равно я наглажу сорочку
И пройдусь женихом по селу.
Хоть сожги и развей, как золу —
Всё равно я наглажу сорочку
И пройдусь женихом по селу.
Если вдруг среди праздных прохожих
Твоей Тани мелькнёт силуэт —
Я за нею пойду и на ножик,
Невзирая на разницу лет.
Твоей Тани мелькнёт силуэт —
Я за нею пойду и на ножик,
Невзирая на разницу лет.
Оттого так тревожат мотивы,
Что тоскуют, склоняясь к Днестру,
Белый тополь с плакучею ивой,
Вспоминая берёзку-сестру...
Елизавета Ковач
Член Союза писателей Приднестровья, участник Молодежного творческого объединения «Студия «Автор», лауреат национальных и международных литературных конкурсов и фестивалей.
Что тоскуют, склоняясь к Днестру,
Белый тополь с плакучею ивой,
Вспоминая берёзку-сестру...
Елизавета Ковач
Член Союза писателей Приднестровья, участник Молодежного творческого объединения «Студия «Автор», лауреат национальных и международных литературных конкурсов и фестивалей.
ПУТЬ
Вешняя непогодица…
Перистый гололед…
Знаю, что Богородица
Верит в меня и ждёт.
Перистый гололед…
Знаю, что Богородица
Верит в меня и ждёт.
Лестница, словно «Лествица»…
Щиплет лицо мороз…
Старший — за руку держится,
Младший — мне дышит в нос.
Щиплет лицо мороз…
Старший — за руку держится,
Младший — мне дышит в нос.
Тихая, полусонная,
Просто совсем ничья…
Под колокольными звонами…
Господи – это я!
Просто совсем ничья…
Под колокольными звонами…
Господи – это я!
Принял уставший батюшка
Исповедь без затей.
Слёзы смахнула варежкой,
И обняла детей.
Исповедь без затей.
Слёзы смахнула варежкой,
И обняла детей.
* * *
Не сделано, значит – не пройдено.
Подушка мокра от вины…
Приснилась мне малая Родина,
Где облако носит штаны.
Не сделано, значит – не пройдено.
Подушка мокра от вины…
Приснилась мне малая Родина,
Где облако носит штаны.
Быть может, дорогой неправильной
Судьбу я вела в поводу
И белые крылья расправила
В каком, не припомню, году?
Судьбу я вела в поводу
И белые крылья расправила
В каком, не припомню, году?
Изношены туфли и посохи,
И ветер гуляет в суме…
А я по воде — аки посуху —
В кромешной египетской тьме!
Наталья Самоний
Дипломант Ялтинского международного музыкально-поэтического фестиваля (март 2012 г.). Член Союза писателей Приднестровья, литературных объединений «Светоч» и «Взаимность». Замужем, воспитывает трёх дочерей. Образование высшее педагогическое.
ШАГАЕТ УТРО
И ветер гуляет в суме…
А я по воде — аки посуху —
В кромешной египетской тьме!
Наталья Самоний
Дипломант Ялтинского международного музыкально-поэтического фестиваля (март 2012 г.). Член Союза писателей Приднестровья, литературных объединений «Светоч» и «Взаимность». Замужем, воспитывает трёх дочерей. Образование высшее педагогическое.
ШАГАЕТ УТРО
Скатилось солнышко
с фонарного столба
И алой зорькою шагает по Земле...
И преклонённо
отступила ночи мгла,
Оставив след на тоненьком крыле.
с фонарного столба
И алой зорькою шагает по Земле...
И преклонённо
отступила ночи мгла,
Оставив след на тоненьком крыле.
И мчится ласточка, на шейке –
знак зари,
Пылает пятнышко,
как маковы шелка...
И в сон медовый
впали дружно фонари...
И красным шарфом
развевается строка!
знак зари,
Пылает пятнышко,
как маковы шелка...
И в сон медовый
впали дружно фонари...
И красным шарфом
развевается строка!
КОФЕЙНЫЙ ЭТЮД
В весенней чаше бытия,
Где поле – кофе с пеной.
Свой шарм, гармония своя,
Вкус к жизни, что нетленна.
В весенней чаше бытия,
Где поле – кофе с пеной.
Свой шарм, гармония своя,
Вкус к жизни, что нетленна.
Как полдни солнышком щедры,
С румяной коркой сдобы!
Но сливки снежные скудны:
Подтаяли сугробы.
С румяной коркой сдобы!
Но сливки снежные скудны:
Подтаяли сугробы.
Вдыхаю счастье тёплых дней
Под музыку пернатых.
Весною жизнь всегда вкусней,
А мыслей ход – крылатый!
Под музыку пернатых.
Весною жизнь всегда вкусней,
А мыслей ход – крылатый!
И паром дышит вновь земля,
Тепло по Божьей воле...
В весенней чаше бытия
Как кофе с пеной – поле!
Алексей Захарчук
Родился в Тирасполе в 1986 году. Образование — естественно-географический факультет Приднестровского государственного университета. Стихи начал писать, прочитав в 15 лет книжку Заболоцкого и заразившись её содержимым. 10 лет жил на Украине, г. Николаев. Участник Молодежного творческого объединения «Студия «Автор».
Тепло по Божьей воле...
В весенней чаше бытия
Как кофе с пеной – поле!
Алексей Захарчук
Родился в Тирасполе в 1986 году. Образование — естественно-географический факультет Приднестровского государственного университета. Стихи начал писать, прочитав в 15 лет книжку Заболоцкого и заразившись её содержимым. 10 лет жил на Украине, г. Николаев. Участник Молодежного творческого объединения «Студия «Автор».
ПРОМЗОНА
Над дымящей вечерней промзоной,
там, где шелеста птичьего нет,
обостренным морозом пронзенный,
бездыханный колеблется свет.
там, где шелеста птичьего нет,
обостренным морозом пронзенный,
бездыханный колеблется свет.
Там, где в небо врываются трубы
и трубят неизвестно о ком,
кирпича огрубелые губы
исцелуют меня целиком.
и трубят неизвестно о ком,
кирпича огрубелые губы
исцелуют меня целиком.
Где пустуют развалины мрака,
где дыханье попало в тюрьму,
человеческим взглядом собака
провожать меня будет во тьму.
где дыханье попало в тюрьму,
человеческим взглядом собака
провожать меня будет во тьму.
Недотрога
Летит снежинка-недотрога –
её на руку посади.
Какая длинная дорога
у нас осталась позади!
Густые, тихие метели
скреблись в огромное окно,
и птицы белые летели
и, тая, падали на дно.
Отдай мне меркнущие руки,
отдай мне солнечный испуг.
Среди божественной разрухи
уже не вырваться из пут.
Мне остается только голос,
твой лепет остаётся мне,
и ветви, стынущие голо
в немилосердной вышине.
Летит снежинка-недотрога –
её на руку посади.
Какая длинная дорога
у нас осталась позади!
Густые, тихие метели
скреблись в огромное окно,
и птицы белые летели
и, тая, падали на дно.
Отдай мне меркнущие руки,
отдай мне солнечный испуг.
Среди божественной разрухи
уже не вырваться из пут.
Мне остается только голос,
твой лепет остаётся мне,
и ветви, стынущие голо
в немилосердной вышине.
Прошла
Отчего голова тяжела,
и спокойствия как не бывало?
Просто молодость мимо прошла
и меня, проходя, не узнала.
Отчего голова тяжела,
и спокойствия как не бывало?
Просто молодость мимо прошла
и меня, проходя, не узнала.
И чужие звенят голоса,
и колышется смех посторонний,
и шумит, оглашая леса,
несмолкающий праздник вороний.
Виктор Грабко
Лауреат международных литературных фестивалей, участник Молодежного творческого объединения «Студия «Автор» (Приднестровье). Тирасполь. 22 года.
и колышется смех посторонний,
и шумит, оглашая леса,
несмолкающий праздник вороний.
Виктор Грабко
Лауреат международных литературных фестивалей, участник Молодежного творческого объединения «Студия «Автор» (Приднестровье). Тирасполь. 22 года.
* * *
Привет. Ну как там? Тепло на югах-то? Не на нового ли хахаля так неустанно ворожишь на картах? Я то? Я здесь на заплатах, закладках, жить пытаюсь хоть как-то.. Заляпал рубашку последнюю. Теперь она в красных пятнах.
Я бы и рад был. Если бы только не град пустых обещаний тревожил сознание, что покорёжено. Пальцы «в края» отморожены. На улице май, а мне холоднее, чем в ноябре на паперти. Кроет, пади. Укрывает без смысла и толку моя меланхолия, простынею тонкой из тёплых воспоминаний покрывшихся ледяной коркой. Как долго еще это длиться будет, ответил бы кто.
Исподлобья смотрю на лица.
Дотянуть бы до пятницы и напиться.
Не забивай свою светлую голову всем, что, отчалив, отчетливо выкрикнул… Совсем не то задумывалось изначально.
Не забивай свою голову светлую тёмными мелочами.
У меня с собой лишь пачка сигарет, чтобы бронхи в пути не скучали,
На последний троллейбус до «Балки» билет
И никакой печали.
Привет. Ну как там? Тепло на югах-то? Не на нового ли хахаля так неустанно ворожишь на картах? Я то? Я здесь на заплатах, закладках, жить пытаюсь хоть как-то.. Заляпал рубашку последнюю. Теперь она в красных пятнах.
Я бы и рад был. Если бы только не град пустых обещаний тревожил сознание, что покорёжено. Пальцы «в края» отморожены. На улице май, а мне холоднее, чем в ноябре на паперти. Кроет, пади. Укрывает без смысла и толку моя меланхолия, простынею тонкой из тёплых воспоминаний покрывшихся ледяной коркой. Как долго еще это длиться будет, ответил бы кто.
Исподлобья смотрю на лица.
Дотянуть бы до пятницы и напиться.
Не забивай свою светлую голову всем, что, отчалив, отчетливо выкрикнул… Совсем не то задумывалось изначально.
Не забивай свою голову светлую тёмными мелочами.
У меня с собой лишь пачка сигарет, чтобы бронхи в пути не скучали,
На последний троллейбус до «Балки» билет
И никакой печали.
* * *
Опустевшая кухня,
Гитара звучит в колонках ноутбука.
Слово за слово цепляется звуком.
Я растворён.
Меня поглотила скука.
Мысли блуждают по кругу.
Опускаются руки.
Застыло сознание.
Стоицизм и апатия –
Два главных закона.
Я обладаю единственным знанием
(Прочти, пожалуйста,
каждое слово).
Любовь созревает
не к месту, как флюс,
(Словно исподтишка
удар самураю.)
Ты не моя, но в этом есть плюс —
Я никогда тебя не потеряю.
Павел Сушко
Победитель всероссийских и международных конкурсов, организатор Международного фестиваля «Авторские мосты Мэрцишора» и Молодежного творческого объединения «Студия «Автор» в Приднестровской Молдавской Республике.
Гитара звучит в колонках ноутбука.
Слово за слово цепляется звуком.
Я растворён.
Меня поглотила скука.
Мысли блуждают по кругу.
Опускаются руки.
Застыло сознание.
Стоицизм и апатия –
Два главных закона.
Я обладаю единственным знанием
(Прочти, пожалуйста,
каждое слово).
Любовь созревает
не к месту, как флюс,
(Словно исподтишка
удар самураю.)
Ты не моя, но в этом есть плюс —
Я никогда тебя не потеряю.
Павел Сушко
Победитель всероссийских и международных конкурсов, организатор Международного фестиваля «Авторские мосты Мэрцишора» и Молодежного творческого объединения «Студия «Автор» в Приднестровской Молдавской Республике.
МИУС-ФРОНТ
За рекою Миус – малый Сталинград,
За рекою Миус –
вгрызлись в землю трое
Рано повзрослевших,
молодых ребят.
За рекою Миус шла разведка боем.
Не было другого выхода
прорваться –
Фронт вокруг окопа, пулемет один.
За рекою Миус
был приказ держаться
Роте против армии —
«Что же, поглядим!
Высота ведь наша, веселей, ребята!
Остановим танки
и пойдем вперед!»
За рекою Миус –
в полный рост, как надо,
Встал в атаку с песней
доблестный Морфлот.
В лентах бескозырок
разгулялся ветер,
Рота не считала танковых атак.
Высоту отдали только на рассвете,
Там штабные знают,
что пошло не так.
Фронт прорвали позже,
через год примерно.
После сорок пятого,
в четь боев тех мест
Был поставлен памятник –
якорь, в восемь метров.
Говорят, что издали
он похож на крест.
За рекою Миус –
вгрызлись в землю трое
Рано повзрослевших,
молодых ребят.
За рекою Миус шла разведка боем.
Не было другого выхода
прорваться –
Фронт вокруг окопа, пулемет один.
За рекою Миус
был приказ держаться
Роте против армии —
«Что же, поглядим!
Высота ведь наша, веселей, ребята!
Остановим танки
и пойдем вперед!»
За рекою Миус –
в полный рост, как надо,
Встал в атаку с песней
доблестный Морфлот.
В лентах бескозырок
разгулялся ветер,
Рота не считала танковых атак.
Высоту отдали только на рассвете,
Там штабные знают,
что пошло не так.
Фронт прорвали позже,
через год примерно.
После сорок пятого,
в четь боев тех мест
Был поставлен памятник –
якорь, в восемь метров.
Говорят, что издали
он похож на крест.
АДЖИ-МУШКАЙ
«…Но клятву всем дыханием запомня,
Бойцы, как в бой, ушли в каменоломни...»
И.Л. Сельвинский
Грозные своды каменоломен
помнят.
Толпы, блуждающие во тьме,
стоны.
Люди, что больше похожие
на
Статуи, лица их серы.
Статуи – Люди, не знавшие сна.
Гордость и смелость
в каждом –
На выдохе пулю лови,
на вдохе – яд.
Люди, как статуи,
грозно и молча стоят.
Грозные своды давят и сводят
каменность плеч.
Люди, как статуи,
каменоломни,
Керчь.
«…Но клятву всем дыханием запомня,
Бойцы, как в бой, ушли в каменоломни...»
И.Л. Сельвинский
Грозные своды каменоломен
помнят.
Толпы, блуждающие во тьме,
стоны.
Люди, что больше похожие
на
Статуи, лица их серы.
Статуи – Люди, не знавшие сна.
Гордость и смелость
в каждом –
На выдохе пулю лови,
на вдохе – яд.
Люди, как статуи,
грозно и молча стоят.
Грозные своды давят и сводят
каменность плеч.
Люди, как статуи,
каменоломни,
Керчь.