Неоколониальный диктат ВТО

Лён — исконно русская земледельческая культура — более чем на 80% перерабатывается в дальнем зарубежье. Откуда затем ввозится готовая продукция. Как отмечалось в ходе «Недели российского легпрома» (19–22 марта), столь абсурдное положение обусловлено политикой ВТО. Эта организация диктует постсоветским странам-членам не только внешнеторговые пошлины, но также объёмы и географию экспорта-импорта конкретной продукции.
Ситуация со льном в России сложилась со второй половины 1980-х, когда горбачёвским руководством была сделана ставка на импорт всё более широкого потребительского ассортимента. Эта линия продолжилась и в постсоветский период: зачем вкладывать в производство товаров массового спроса, когда их можно купить за рубежом? А то, что льняная отрасль остаётся градообразующей почти в 20 субъектах Федерации — не в счёт. И вот уже лет 30 оборудование и даже семенной фонд российского льноводства более чем на 85% ввозятся из дальнего зарубежья, в том числе из КНР.
Однако нынешнее чиновничество — более прагматично. На состоявшейся недавно «Неделе российского легпрома» замминистра промышленности и торговли РФ В. Евтухов посетовал автору: «К сожалению, на лён до недавнего времени у нас не обращали должного внимания. Считали его стагнирующей культурой и ошибочно полагали, что лён, как и хлопок, успешно и быстро замещаются синтетикой. Но время и мировая практика показали ущербность такого подхода».
Как отмечалось на этом форуме, совокупная потребность в льняном сырье, льноволокне и другой льнопродукции (используемых более чем в 20 отраслях, включая ВПК, автомобилестроение, фармацевтику, стройиндустрию, лесохимию, пищепром, производство медицинских изделий) в РФ превышает 250 тыс. тонн в год. Но российский льнокомплекс обеспечивает этот спрос лишь на 20%. Остальное ввозится из Белоруссии, стран Бенилюкса и Скандинавии, КНР, Франции, Германии, Канады. И даже из Индии и Эфиопии...
С середины 2010-х Минсельхоз РФ выделяет ежегодные субсидии не более чем в 15 тыс. рублей на 1 гектар посевной площади подо льном. Но это, как отмечалось на форуме, более чем втрое меньше потребностей в погектарной финансовой поддержке льноводства. Вполне объективна оценка ситуации Ю. Крупновым, советником фонда «Льняной союз», высказанная на том же форуме: «В отличие от Белоруссии, фактическое производство льноволокна в РФ существенно сократилось и за 2010–2018 годы: с 45 до 37 тыс. тонн. Сокращаются и российские площади под этой культурой. В РСФСР с конца Советского Союза до наших дней посевы льна упали в России в 100 раз. Вместо мощного льняного комплекса «островками» остались отдельные фабрики и агрохозяйства, со зловещей пунктуальностью закрывающиеся каждый год».
Но выживающие «островки» отрасли её не спасут. Нужна федеральная комплексная, притом долгосрочная госпрограмма по льну в кооперации с союзной Белоруссией с включением в неё выгодных долговременных условий для привлечения частных инвесторов. Ибо на мировом рынке товаров глубокой льнопереработки доля РФ ныне — лишь 4%. В то время как, например, Белоруссии – уже вдвое больше, а КНР — около 15%».
Но такие расклады впрямую связаны и с участием РФ в ВТО. Точнее, для РФ введён минимальный уровень ввозных пошлин на товары массового спроса: не более 10% от их таможенной стоимости. А уровень господдержки производственных и связанных с ними сельхозотраслей для РФ установлен, как минимум, втрое, а то и впятеро меньший, в сравнении с КНР и большинством развивающихся стран.
Не зря же КНР вела переговоры об условиях её участия в ВТО почти 15 лет, а Россия управилась за шесть, предпочитая побыстрее согласиться с навязываемыми ей условиями. Но дело ещё и в более «детальном» прессинге на РФ, поскольку в ВТО правят бал США и их западные союзники. Обойтись же без «рекомендаций» ВТО весьма затруднительно, ибо эта структура может ввести ограничения, а то и запреты для государств-членов на импорт товаров из страны, не участвующей в ВТО или вышедшей из неё. Такие меры периодически применялись к экспортным товарам Ливии при М. Каддафи, Ирака при С. Хусейне. А также применяются к экспортной продукции «строптивых» Кубы, Ирана, Венесуэлы, Сирии, КНДР…
Альтернативой здесь может быть лишь режим свободной торговли между странами, заинтересованными в развитии равноправных экономических связей как друг с другом, так и с Россией и, в целом, с Евразийским экономическим союзом. Причём с преимущественным использованием национальных валют во взаиморасчётах. Кстати, последнее уже реализуется между РФ и КНР, в рамках зон свободной торговли РФ и ЕАЭС с Вьетнамом, Сирией Ираном. То же планируется в формируемых аналогичных зонах ЕАЭС с Индией, Египтом, Турцией, Чили, а также в рамках БРИКС.
 
Алексей ЧИЧКИН.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.