ПМЭФ: путём Генуи и Рапалло. Прорыв санкционной блокады

Нынешний Петербургский международный экономический форум наводит на неожиданные исторические параллели. Его успешность заставляет вспомнить сенсационный прорыв экономической блокады Запада «красной Россией» в майские дни 1922 года, 96 лет назад. Тогда, воспользовавшись приглашением западных стран на Генуэзскую конференцию, ленинские наркомы сделали максимум возможного с тем, чтобы установить торгово-экономические отношения с враждебным Западом.
И сделали это, заметьте, после отчаянных попыток Антанты удушить молодую Советскую республику в Гражданскую войну, поддерживать в ходе её и красных, и белых, стремясь максимально ослабить и обескровить страну с тем, чтобы исключить её из разряда великих держав.
Нечто похожее происходит и сегодня, когда гнетущий пресс санкций, информационные диверсии, вроде «дела Скрипалей», высылки дипломатов, отъём дипломатической собственности и т.п. призваны превратить Россию в государство-изгой, к которому более неприменимы нормы международного права. На этом фоне событие этих дней в Северной столице приобретает особый смысл и звучание.
Из-за ЧМ-2018 по футболу ПМЭФ сдвинулся во времени до знаменитых петербургских «белых ночей», но не стал от этого менее впечатляющим и ярким. В последние годы мы сильно поднаторели на производстве первоклассных массовых зрелищ, и ПМЭФ, вне сомнений, продолжает эту традицию.
На ПМЭФ ожидаются переговоры с президентом Франции, а сразу после него, уже в Кремле, — с премьер-министром Японии. Контакты только с президентом Центральноафриканской республики Фостен-Арканжем Туадерой, с заместителем председателя КНР Ван Цишанем, с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, краткая беседа с президентом Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком показывают, насколько плотен график российского президента в ближайшие три дня.
На момент подписания номера в печать на ПМЭФ проходит встреча В. Путина с членами Международного экспертного совета РФПИ и представителями международного инвестиционного сообщества. На этом мероприятии представлены крупные инвестфонды из 20 стран мира. «Всего же приглашены 40 международных инвесторов, которые, как подсчитано, управляют капиталом свыше $14 трлн», — с нажимом отметил помощник Президента РФ Ушаков. Словом, в глазах рябит от инвесторов, бизнесменов, представителей деловых кругов, генеральных директоров таких титанов мирового бизнеса, как BP, Shell, Siemens, Huawei, Total, Toyota. Своих представителей прислали на форум около 70 французских и более 100 японских компаний. 15 тысяч участников, 1,5 тысячи представленных российских и иностранных компаний из 72 государств, государственные деятели и политики из 70 стран мира, более 50 иностранных министров и 10 спикеров парламентов…
Вся эта головокружительная статистика не сильно смахивает на санкционную блокаду, в тисках которой должна бы задыхаться Россия. Жажда развивать экономические отношения с Москвой, делать деньги, невзирая на запреты, кликушество, истерики и провокации, и к тому же элементарные соображения международной безопасности, сильно пошатнувшейся в последние месяцы и годы, заставляют Европу и Азию искать пути выхода из кризиса.
Европа и прочие осознают, что санкции выдумываются Вашингтоном не только и не столько против России, сколько против них же, вашингтонских союзников, в обостряющейся не по дням, а по часам конкурентной борьбе за рынки, заказы, инвестиции, экономическое влияние. США вынуждают своих натовских партнёров поднять военные расходы до 2—4 процентов ВВП. Для чего? Для того, чтобы они закупали продукцию американского военно-промышленного комплекса. Вашингтон противится «Северному потоку-2», как только что заявил новый госсекретарь США Помпео. Для чего? Для того, чтобы союзнички начали покупать американский сланцевый газ.
Всё это живо напоминает начало 20-х гг. прошлого века, когда молодая Советская Россия прорывала блокаду объединённого Запада. Москва сумела почувствовать, что после 1914—1918 гг. единого фронта Запада нет и быть не может, и ринулась в решительное дипломатическое наступление. Цель его была предельно ясна: разорвать кольцо империалистической блокады и с помощью Запада же обеспечить выживание большевистской власти и самой страны. По-ленински это называлось: «нащупать слабое звено» и через него вытащить всю цепочку» — тактика, которая оказалась на удивление выигрышной. Генуя, а потом и Рапалло, заставили весь тогдашний мир вытаращить глаза в изумлении от наглости и успешности большевиков.
Ленин из Кремля бомбил Чичерина и Красина указаниями, как и с кем вести переговоры, что обещать (а обещали всё — вплоть до полувековых концессий Вандербильдам на Камчатку!), сам собирался ехать, и только первый инсульт сбил его с намеченного плана.
Блокада была прорвана тогда. Она будет прорвана и сейчас.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.